ШАНХАЙ, 2 октября. /Корр. ТАСС Иван Каргапольцев/. Жесткий ответ Израиля на ракетную атаку со стороны Ирана может поставить ситуацию в регионе под угрозу выхода из-под контроля, но обе стороны понимают, что цена прямой войны слишком высока. Такое мнение высказала корреспонденту ТАСС главный редактор "Азиатского журнала ближневосточных и исламских исследований" Центра изучения Ближнего Востока при Шанхайском университете иностранных языков Шу Мэн.
Эксперт полагает, что действия Ирана в этот раз были обусловлены как внутренними, так и внешними причинами. По ее словам, после убийства ряда лидеров ХАМАС и "Хезболлах" сильно пострадала агентура Ирана в регионе, а Хаменеи оказался под беспрецедентным давлением.
30 сентября, указала Шу Мэн, "в провокационной речи премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху" говорилось о "прямом диалоге с иранским народом", что стало прямым вызовом легитимности иранского режима.
"В этом случае Иран должен был отреагировать, развеять сомнения жителей внутри страны, сохранить и консолидировать свое региональное влияние вовне", - полагает эксперт.
Ответ Израиля
"С другой стороны, Иран и Израиль находятся в долгосрочной стратегической конфронтации. Поскольку цена прямой войны слишком высока, обе стороны считают, что другая сторона обладает определенной стратегической сдержанностью и будет молчаливо избегать прямого конфликта и насильственной эскалации. Поэтому Иран также делает ставку на то, что ответ Израиля не будет иметь для него серьезных последствий. Но если Израиль действительно нанесет ответный жестокий удар, то это может поставить ситуацию под угрозу выхода из-под контроля", - полагает Шу Мэн.
Что касается ответа Израиля, то, судя по последним заявлениям руководства страны, Тель-Авив взял на себя инициативу нанести сильный удар по поддерживающим Иран силам и, таким образом, конфликт может оказаться на грани расширения, полагает эксперт. "Кроме того, с точки зрения самого премьер-министра Израиля Нетаньяху, из-за своего собственного давнего кризиса легитимности власти он пытается расширить конфликтную ситуацию, продолжить свою политическую карьеру в условиях военного положения Израиля, а также стремится добиться прорывов в конфликте, чтобы устранить для себя различные негативные последствия, которые принес конфликт в Газе с 2023 года", - сказала она.
Шу Мэн полагает, что таким образом Нетаньяху поставил заботу о себе превыше мира в регионе. Кроме того, считает эксперт, в Израиле постоянно звучат призывы к более жесткому отношению к Ирану и силам сопротивления, а Нетаньяху склонен подчиняться общественному мнению.
"Прежде всего, дальнейшее развитие ситуации, в основном, зависит от силы израильского ответного удара. Если Израиль быстро нанесет ответный удар и это причинит серьезный ущерб Ирану, то ситуация продолжит стремительно обостряться. Если на этот раз реакция Израиля будет относительно сдержанной и он сможет нанести ущерб Ирану в результате длительной подрывной деятельности изнутри, то это тоже окажет достаточно сильное влияние на Иран, а эскалация пойдет по спирали", - считает эксперт.
Ситуация в Иране
Кроме того, указала Шу Мэн, реформаторы из правительства нынешнего президента Ирана не смогут изменить политическую ситуацию в Иране, поскольку сторонники жесткой линии по-прежнему определяют направление развития страны. "После ответных действий Израиля путь реформ в Иране станет еще более невозможным", - полагает эксперт.