Хотя Санду набрала в первом туре 42,45% голосов, а ее соперник 25,98%, большинство экспертов сходятся во мнении, что действующему президенту будет непросто победить, несмотря на полную поддержку со стороны контролирующей парламент и правительство проевропейской Партии действия и солидарности. Как отмечают наблюдатели, контроль над госорганами позволил Санду перед выборами максимально зачистить электоральное поле, а также ослабить оппозицию и подавить акции протеста в стране. Однако это не могло повлиять на разочарование избирателей, поверивших четыре года назад обещаниям Санду и ее партии дать старт "хорошим временам" и побороть бедность и коррупцию.
Вместо "хороших времен" падение экономики и борьба с Россией
Уже в первый год правления Майи Санду цены стремительно взлетели, инфляция впервые после лихих 1990-х достигла 30% в годовом исчислении, во властных структурах разгорелись коррупционные скандалы. В 2022 году Кишинев присоединился к санкциям ЕС против России, что стало еще одним ударом по благосостоянию граждан страны, лишившихся преимуществ в виде рынков сбыта и дешевых энергоресурсов. Возмущенные люди вышли на улицы, а застрельщиком протестов стала парламентская партия "Шор".
Власти перешли в наступление против оппозиции, обвинив ее в подготовке госпереворота и связях с Россией. В стране был введен режим чрезвычайного положения, запрещена трансляция российского телевидения, приостановлена работа 14 молдавских телеканалов и свыше 50 изданий, которые предоставляли площадку оппозиции. Конституционный суд по предложению правительства запретил партию "Шор", против ее активистов возбудили уголовные дела, им запретили баллотироваться на выборах.
Холодный душ первого тура
Расправа над оппозицией воодушевила власти, социологи которых прогнозировали победу Санду уже в первом туре выборов. Для надежности в день выборов был организован конституционный референдум об интеграции в ЕС. При этом то, что Молдавия стала кандидатом на вступление, преподносилось как невероятный успех президента. Совмещение выборов с референдумом, как подчеркнула в своем отчете после первого тура миссия наблюдателей ОБСЕ, дало Санду возможность для злоупотребления административными и финансовыми ресурсами, поставив кандидатов в неравные условия.
Тем не менее итоги первого тура стали для властей холодным душем. Внутри Молдавии плебисцит провалился — против проголосовали 54% избирателей. Но вытянуть общий положительный результат с мизерным преимуществом всего в 0,7% (около 10,5 тыс. голосов) все же удалось — за счет голосов молдавских трудовых мигрантов в западных странах. В итоге при явке на референдуме 50,72% реально поддержали изменение конституции всего лишь 22,5% всех граждан Молдавии. Назвать победой такой результат сложно, и большинство партий, в том числе и проевропейских, высказались против внесения его итогов в основной закон.
Растерянная Санду в ночь выборов заявила о "покушении на демократию" со стороны лидера блока оппозиционных партий "Победа" Илана Шора, который, по ее словам, якобы "пытался купить" 300 тыс. голосов. Она также призвала избирателей проголосовать за ее кандидатуру во втором туре, чтобы, мол, "предотвратить катастрофу". Тем временем в той или иной форме ей уже отказали в поддержке все оппозиционные партии и принимавшие участие в выборах политики. В их числе оказались поддержавшие Санду на прошлых выборах экс-глава МВД Андриан Нэстасе и занявший третье место на выборах 20 октября лидер "Нашей партии" Ренато Усатый, который призвал сторонников "принять решение самостоятельно", подчеркнув, что "не может оказать Санду никакой поддержки".
Расклад сил
У Стояногло больше шансов на победу, так как действующий президент из-за своего провального правления лишилась поддержки большинства электората, заявил в беседе с корреспондентом ТАСС бывший президент Молдавии Игорь Додон, который в 2016 году выиграл выборы у Санду, а в 2020 году проиграл.
Санду, по его словам, исчерпала своих сторонников уже в первом туре, в основном за счет административного ресурса. "Теперь она может выиграть только за счет фальсификаций на участках в западных странах", — уверен он. Именно это, считает политик, сделали власти, "когда референдум провалился внутри Молдавии и были срочно вброшены бюллетени на зарубежных участках". Теперь же, отметил Додон, оппозиция намерена направить своих наблюдателей на все зарубежные участки, чтобы не допустить фальсификаций.
Выборы президента немедленно дают старт новой кампании — парламентской. Полномочия президента здесь весьма ограничены, а реальная власть находится в руках правительства, которое назначается парламентским большинством. Таким образом, окончательная расстановка политических сил станет ясна лишь летом 2025 года, когда состоятся выборы в парламент. Даже если Санду одержит во втором туре президентских выборов победу, ей еще предстоит столкнуться с серьезным вызовом со стороны оппозиции. Это продемонстрировали и итоги прошлогодних местных выборов, которые партия президента с треском проиграла в 30 из 36 городов республики, в том числе в Кишиневе и втором по величине городе Бельцы.
Валерий Демидецкий