13 ноября, 15:25
Статья

США ждут четыре года безраздельного господства Трампа. Тезисы обозревателя ТАСС

Семь тезисов американиста, обозревателя ТАСС Андрея Шитова о новой команде Белого дома
Избранный президент США Дональд Трамп. AP Photo/ Matt Rourke
Избранный президент США Дональд Трамп
  • Дональд Трамп уже не такой, каким пришел в Белый дом восемь лет назад: не неофит, а заматеревший политик со своей командой, программой и опытом.

Соответственно "глубинное государство", оно же вашингтонское бюрократическое болото, с трепетом ждет его возвращения в Белый дом, но пока не видит, что ему противопоставить. Тем более что под контроль республиканцев переходят наряду с президентским креслом обе палаты Конгресса США. А в Верховном суде США назначенцы Трампа и других президентов-республиканцев имеют двукратный перевес в голосах.

  • Трамп — бизнесмен, националист, популист и волюнтарист, нацеленный на заключение "выгодных сделок" и привыкший руководствоваться материальными интересами своей страны и народа.

Его возвращение во власть сулит если не прекращение, то как минимум ослабление агрессивного либерального глобализма и интервенционизма под псевдоидеалистическими лозунгами, которые ассоциируются с правлением Барака Обамы и Джо Байдена. Применительно к кадровой политике идеологи консерватизма в США прямо призывают не подпускать впредь к Белому дому "неоконов" типа Виктории Нуланд или Джона Болтона.  

  • Планы создания Министерства по повышению эффективности правительства во главе с бизнесменами Илоном Маском и Вивеком Рамасвами — это шаг к реализации предвыборной программы, известной как "Повестка 47" (Трамп — 45-й и избранный 47-й президент США). Ключевая составная часть "повестки", которую предполагается реализовать к 250-летию США (4 июля 2026 года) — радикальная реорганизация госслужбы, сокращение и чистка госаппарата.
  • Подбор высших кадров в ближайшем окружении Трампа курируют его старшие сыновья и ближайшие соратники, включая Маска. При этом главный критерий — лояльность и личная идеологическая близость к лидеру, а не компетентность и профессиональный опыт. Ярчайший пример — выдвижение никому доселе не известного телеведущего Пита Хегсета, автора книги о пагубных "пробужденческих" (woke) тенденциях в Пентагоне, на пост главы военного ведомства США.

Из той же оперы и выдвижение 40-летней Элиз Стефаник постпредом США в ООН (в Вашингтоне это должность кабинетного, то есть министерского уровня). Наконец, еще один пример — демократ Роберт Кеннеди-младший, публично поддержавший республиканца перед выборами и вошедший после этого в его ближнее окружение. Теперь Кеннеди-младшему будет поручено курировать одну из ключевых внутриполитических сфер — здравоохранение. Он уже объявил через свой сайт о сборе рекомендаций по кадровым назначениям методом краудсорсинга, то есть коллективного мозгового штурма.

  • В силовом блоке личные послужные списки и взгляды назначенцев на ключевые посты имеют лишь относительное значение. Последнее слово будет оставаться за Трампом и аппаратом Белого дома. Соответственно, важнейшее из уже объявленных кадровых решений — назначение Сьюзан Уайлс руководителем аппарата сотрудников Белого дома.

Уайлс — первая в истории США женщина на этом посту. Она возглавляла штаб предвыборной кампании Трампа, ставшей для него самой успешной (впервые с 2004 года кандидат-республиканец получил поддержку большинства не только в коллегии выборщиков, но и среди избирателей в стране в целом). По словам CNN, условием принятия назначения Уайлс сделала расширение своих полномочий по ограничению личного доступа к президенту для людей со стороны. Личное прозвище Трампа для своей ключевой помощницы — "Снегурочка" (Icemaiden).   

  • Вместе с тем Уайлс известна умеренностью взглядов. Это вселяет проблеск надежды в демократов, готовящихся к переходу в статус оппозиции.

Еще один условный ограничитель свободы рук Трампа в кадровой сфере — требования политической целесообразности. Перевес республиканцев в нижней палате Конгресса минимален, поэтому перевод законодателей (включая ту же Стефаник) в исполнительную ветвь власти чреват потенциальными осложнениями.

  • Но в целом для США настает четырехлетка почти безраздельного господства Трампа и трампизма. Ждут ее с замиранием сердца: полстраны — с ужасом, отвращением и готовностью к неповиновению и отпору, но большинство, хоть и минимальное, — все же с надеждой на улучшение жизни и возрождение реального, а не показного величия Америки.