Временный протекторат ООН спас Новую Гвинею. Почему бы ему не выручить Украину?

Киев
В конце марта 2025 года диаметрально расходящиеся предложения по Украине совпадают в одной точке. И США, и ЕС, и Россия не видят будущего у Киева без чувствительного вмешательства извне. Но тогда как Париж и Лондон предлагают ограниченный контингент собственных войск, инициатива России шире. На Украину мог бы вступить корпус сил ООН, уполномоченный взять под управление не только узловые точки инфраструктуры, но и сам механизм власти в стране. 60 лет назад похожий исторический поворот уже переживала тихоокеанская Новая Гвинея. И если отбросить снобизм, это вполне подходящий образец для Украины.
Варяги снова в Киеве
На протяжении многих лет союзники Зеленского утверждают, что Украина нуждается в помощи от мирового сообщества. Однако трактуют ее как простую отправку средств. Это узко. С апреля 2024 года Украина переживает небывалый в своей истории кризис институтов, усугубившийся летом того же года. По истечении пятилетнего срока полномочий право на власть утратил президент Зеленский, а в августе к нему присоединилась Верховная рада. При этих условиях международную помощь стоит оказывать не только валютой или честным советом, но прежде всего грамотными управленцами, пришедшими на место нелегитимных.
Читайте также
Путин предложил ввести на Украине временное управление ООН

Опасное отношение Украины к закону было вынесено на всеобщее обозрение уже весной 2024 года. Президент Зеленский объявил о намерении и дальше оставаться у власти, сославшись на действие военного положения, продление которого зависело от него самого. Поскольку ввести чрезвычайные меры на много лет вперед невозможно, оставшийся у власти политик оказался перед необходимостью сам продлевать то, из чего проистекает его пребывание у власти. Но если президент легитимен потому, что действует военное положение, а оно заново вступает в силу благодаря тому, что президент все еще правит, то взорам украинцев предстает самая настоящая дурная бесконечность.
Смена власти в Белом доме в январе 2025 года повлияла на парадоксальную украинскую политическую конструкцию. Дело было не в том, что сами США провели у себя выборы во время Второй мировой войны в 1944-м или заподозрили Киев в присвоении доли от военной и гуманитарной помощи (хотя это правда). Новый президент Дональд Трамп обнаружил во Владимире Зеленском недоговороспособную фигуру, заинтересованную в продолжении конфронтации до полного исчерпания Украиной ресурсов. В противном случае Зеленского ожидало испытание общенациональным голосованием, а если предъявить в качестве достижений нечего, то исход его мог оказаться весьма туманен.
Украина и опасная горловина
Знаменитый обмен мнениями Зеленского и Трампа 28 февраля 2025 года стал историей. Но еще в середине того же месяца над Банковой сгустилась туча: призрак постороннего принуждения к голосованию. 20 февраля Трамп, к примеру, заявил без обиняков: "Настало время выборов [на Украине]. Давно не было выборов. Замечательно говорить: "Знаете, мы не можем провести выборы". Но пришло время для выборов". Зеленский не соглашался. Ему еще предстояло услышать от Трампа, что он является "диктатором без выборов", а его рейтинг составляет 4%. К подвижкам не привело и это. Никакое количество оскорблений не могло заставить киевские власти пригласить свой народ к избирательным урнам.
На утверждение о своей непопулярности Зеленский пригласил ответить социологов. Дружественный Банковой Киевский международный институт социологии (КМИС) провел серию замеров общественного мнения, по которым выявил не только выразительную поддержку Зеленского украинцами, но и ее скачок на 10 пунктов после размолвки с американцами. Нашлись, правда, и сомневающиеся. Народный депутат Рады Дубинский объяснил цифры электоральной поддержки Зеленского нажимом на организаторов опросов: "У социолога на Украине очень простой выбор — или рисовать Зеленскому 57% или даже 68%, или отправиться <...> в окопы". С превратностями судьбы избранник знаком не понаслышке: киевские власти по обвинению в государственной измене отправили его в Лукьяновское СИЗО города Киева.
Читайте также
Генсек ООН готов выступить посредником в переговорах по урегулированию на Украине

По другую сторону конфликта Зеленского и Дубинского — социологические замеры украинского центра социальных и маркетинговых исследований Socis. По ним рейтинг лидера киевского режима в феврале 2024-го держался на уровне около 21%, но затем стал падать и к началу 2025 года, когда перспективы американской помощи (а значит, и курса на войну до конца) омрачились, сник до 15,9%. Впрочем, мировые СМИ результаты Socis предпочли проигнорировать, отдав все место на полосах КМИС. Возможно, таким путем Зеленский и сохранил свои позиции в иностранном общественном мнении, но вот у себя на родине — навряд ли.
Хлопцы-ооновцы
Выход из тупика, при котором Киев отказывается останавливать боевые действия до решительных успехов, а они (у Зеленского) не просматриваются, возможен путем любящей, бережной смены власти, щадящей чувства простых украинцев. Пример того, что это не только осуществимо, но и благотворно, подает история протекторатов ООН — временных структур, призванных водворить закон и порядок там, где их по разным причинам не оставалось. В отличие от Банковой ООН совершенно не властолюбива. В 1960-е режим временной исполнительной власти, впервые опробованный в Новой Гвинее, продлился всего семь месяцев. Приблизительно столько и отнимает, кстати, честная подготовка к выборам.
Сближение Украины с Новой Гвинеей (речь правда не о всей, а только о западной части) легко совершается на языке цифр. Территория, удерживаемая на сегодня Киевом, составляет приблизительно 490 тыс. км, тогда как первый в истории новогвинейский протекторат ООН протянулся на 420 тыс. Если принять в расчет экваториальный климатический пояс, обеспечение порядка наверняка представало внушительной задачей. Но раз ООН справилась в экстремальных условиях, тем более и в Киеве смогла бы. Кстати, в этом случае страну дистанционно возглавил бы "настоящий иностранец" Антониу Гуттериш. А на Украине такое модно.
Пойдет ли на вмешательство крупнейшая и самая авторитетная в мире международная организация? Обидная правда состоит в том, что ее пришлось бы уговаривать. Нормализовав Камбоджу в 1990-е и доведя до признания независимости Восточный Тимор в 2002-м (все это были протектораты), ООН выглядит откровенно уставшей от забот. Иногда эту потерю динамики возводят в принцип. Якобы организация, объединяющая все признанные страны на планете, принадлежит прошлому веку. Это едва ли справедливая оценка: заменить ее, довольно очевидно, просто некем. На фоне контингентов случайно выбранных, превратно мотивированных, подававших плохие советы стран (Франции и Великобритании) "голубые каски" ООН — сущее спасение для Украины. Дорогу новым варягам?
Игорь Гашков


