"Шансов провести выборы до конца года нет": представители ДНР, ЛНР и эксперты о "Минске-2"
Комплекс мер по выполнению минских соглашений был принят 12 февраля 2015 года по итогам встреч лидеров стран "нормандской четверки"
Полномочные представители ДНР и ЛНР в контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины Денис Пушилин и Владислав Дейнего вместе с экспертами на круглом столе в ТАСС обсудили ход реализации минских соглашений.
"Оптимизма быть не может"
- "Альтернативы "Минску" нет, минские соглашения должны выполняться", считает Денис Пушилин.
- В этом году провести выборы в Донецке уже не получится, шансы их проведения после поиска компромиссов сводятся к нулю, заявил представитель ДНР. "Первое полугодие не заставляет нас быть оптимистами,- сказал он. - Ибо были заявления, что в июле должны быть выборы, но к этому ничего не готово".
- "Политическая подгруппа в связи с очередной сменой представителей фактически в обсуждении вопросов откатилась назад, где-то к маю прошлого года. В связи с этим ситуация в военном плане обострилась", - отметил Пушилин.
- Ключевая роль в прогрессе по политической повестке принадлежит минской политической подгруппе, но Киев фактически блокирует эту работу. "Все ждут политических решений, но их не может быть, пока не будет получена отмашка от представителей подгруппы, ибо заявления, что они не уполномочены обсуждать тот или иной вопрос абсурдны - зачем тогда их отправляют в Минск?" - заметил он.
- Пока не будет политических решений, не будут решены ни вопрос обмена пленными всех на всех, ни вопросы экономики и безопасности, считает полпред ДНР.
- Полпред ДНР обратил также внимание на позицию Киева по вопросу конституционных изменений. "Мы слышим от украинских политиков, что это внутреннее дело страны и что этот вопрос нигде не должен обсуждаться. Тогда вопрос: подписывал ли Киев Минские соглашения? Может, недостаточно давления, нет механизма, чтобы Киев начал выполнять эти соглашения, а не продолжал их имитировать?" - заметил Пушилин.
- "Сегодня фиксируем, что никакого оптимизма в реализации минских соглашений до конца 2016 года быть не может, ибо только законодательство и его разработка займут определенное время. А за последние четыре месяца этот срок еще удлинился, ибо динамика минских переговоров не очень впечатляющая", - считает руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
"Выполнить главные пункты"
- "Мы считаем, что единственный возможный способ решить проблему мирного урегулирования в рамках "Минска" - это локализация на темах, которые были озвучены на переговорах "нормандской четверки" 2 октября", - считает Чеснаков.
- Чеснаков уточнил, что речь идет о разведении сторон на безопасное расстояние, которое должно произойти в течение приемлемого времени. При этом он подчеркнул, что вопрос о введении на эту территорию усиленной миссии ОБСЕ должна решать сама организация. "Опять же вопрос, как ОБСЕ оформит мандат, но это вопрос к ОБСЕ", - отметил эксперт.
- Второй пункт, озвученный в октябре главами "нормандской четверки" - политический, то есть Украина должна ввести особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей по формуле главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и с учетом позиций, изложенных полномочным представителем РФ в Контактной группе Борисом Грызловым.
- Кроме того, по словам Чеснакова, нужен круглосуточный контроль ОБСЕ за отведенной техникой и обязательное проведение амнистии. "Пока не будут выполнены эти пункты, все остальные будут провисать", - подчеркнул политолог.
- "Как только будут выполнены эти четыре пункта, можно будет говорить о новой повестке дня, - подчеркнул Чеснаков. - А сейчас повода встречаться нет. Прошел почти год, а Украина не выполнила ничего".
"Самостоятельное проведение выборов исключить нельзя"
- "Существует риск того, что Украина в одностороннем порядке примет закон о выборах в Донбассе, без согласования ДНР и ЛНР, - считает политолог Денис Денисов. - Как результат, в США начнут говорить о том, что Киев выполняет "Минск-2", что, соответственно, окажет воздействие на партнеров в Европе. В этой ситуации, как мы понимаем, у ДНР и ЛНР не будет другого выбора, кроме как проводить выборы по своему законодательству". "Эта позиция, конечно, выходит за рамки минских соглашений, но она вероятна", - уверен он.
- "В свое время инициатива президента Петра Порошенко по конституционной реформе уже подавалась при поддержке США, как свидетельство выполнения минских соглашений, - напомнил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. - Но там четко написано, что конституционная реформ также должна быть согласована с ДНР и ЛНР". "Тогда Киев не получил ожидаемого результата, но сегодня мы не исключаем продолжения таких попыток, - отметил Силаев. - В последнее время украинские политики представляют некие документы без всякого статуса. Они говорят, что это - концепция или текст закона о местных выборах в Донбассе. Но совершенно понятно, что они не были согласованы ни в контактной группе в Минске, ни с республиками, несмотря на недвусмысленную запись в минских соглашениях, что все эти изменения и модальности выборов должны обсуждаться с республиками Донбасса".
"Заморозка конфликта - лучший вариант для Украины"
- В настоящее время позиция Киева заключается лишь в ожидании, пока Россия в результате санкций перестанет заниматься украинским вопросом, а также в давлении, в том числе и военном, на провозглашенные республики Донбасса. "В общем весь подход (Киева) этим и исчерпывается", - уточнил Силаев.
- Германия и Франция, являющиеся участниками "нормандского формата", не в состоянии сильно повлиять на позицию украинских властей. При этом, по мнению эксперта, такое влияние может оказать США. "США под конец (президентского срока Барака) Обамы были заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать дипломатический успех в Донбассе, но это не вопрос принципа, а чтобы президент смог красиво уйти. Если ему удастся повязать другой бантик - он это сделает. Поэтому прилагать особые усилия в давлении на Киев США не будут", - отметил он.
- "Поэтому, вероятно, что лучший сценарий и для Украины - это заморозка конфликта, с низкой угрозой возобновления военного противостояния", - заключил Силаев.
"Пассивная позиция ОБСЕ ведет к углублению раскола"
- Пассивная позиция, которую занимает на настоящем этапе ОБСЕ в конфликте на востоке Украины, ведет только к дальнейшему углублению конфликта в Донбассе, считает Чеснаков.
- Эксперт высказал сомнения в способности ОБСЕ дать объективную оценку ситуации и сыграть позитивную роль в конфликте. "У российской аудитории я вижу завышенный оптимизм в отношении ОБСЕ. У ОБСЕ давно кризис, - заявил эксперт. - Эта организация уже давно не соответствует конфликту на территории Донбасса, и в ОБСЕ это хорошо понимают".
- Пассивная позиция ОБСЕ ведет к углублению раскола на Украине, отметил Чеснаков. "Чем дольше будет идти процесс урегулирования по действующим лекалам, тем меньше остается шансов на возможность сосуществования Украины и Донбасса в одной стране. И если ОБСЕ будет продолжать просиживать штаны, тем меньше шансов, что республики вернутся в состав Украины", - заявил эксперт.
Комплекс мер по выполнению минских соглашений был принят 12 февраля 2015 года по итогам встреч лидеров стран "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция, Украина) и участников контактной группы в белорусской столице. Документ, состоящий из 13 пунктов, предусматривает, в частности, прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, отвод тяжелых вооружений от линии разграничения между киевскими силовиками и ополчением, а также меры по долгосрочному политическому урегулированию ситуации в Донбассе.