ПАРИЖ, 13 ноября. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. Президент Франции Франсуа Олланд начал в воскресенье в Париже проведение серии мероприятий в память о жертвах терактов, которые произошли во французской столице и ее пригороде 13 ноября 2015 года.
Траурные церемонии начались с открытия президентом памятной доски у Stade de France. На ней выбито имя 63-летнего шофера Мануэля Диаса, ставшего первой из 130 жертв серии терактов, проведенных в тот день боевиками запрещенной в РФ группировки "Исламское государство".
К Stade de France, расположенному у северной окраины Парижа, Франсуа Олланд прибыл в сопровождении премьер-министра Манюэля Вальса, ряда членов правительства, мэра столицы Анн Идальго, главы департамента Сена-Сен-Дени Стефана Труселя.
Погибший - мой отец
Была проведена минута молчания. К доске были возложены венки и букеты цветов. Сын Диаса, Мишель, зачитал текст обращения, в котором были слова: "В тот вечер я услышал, что у стадиона погиб всего один человек, и обрадовался, что жертв так мало - но оказалось, что первая жертва террористов, это мой отец".
"Ничто теперь не будет как прежде после того траура, через который мы прошли и тех вопросов о причинах и обстоятельствах происшедшего, которые мы продолжаем себе задавать. Теперь не только я, как сын погибшего задаю себе вопрос о том, как продолжать жить, не испытывая ни страха, ни ненависти, - но и вся страна, которая ищет путь быть свободной в условиях, когда может произойти новая атака террористов", - сказал Диас. "Необходимо двигаться вперед с гордо поднятой головой, не позволяя страху парализовать нас", - подчеркнул он.
Три террориста-смертника
Вечером 13 ноября 2015 года три террориста попытались провести теракт на трибунах Stade de France. В это время на арене находился и президент Франции, следивший за матчем сборных Франции и Германии. Однако увидев, что охрана стадиона тщательно досматривает всех входящих, они подорвали себя рядом со стадионом. В результате погиб один человек, несколько десятков получили тяжелые ранения. Пояса смертников были начинены гвоздями и гайками.
Часть пострадавших до сих пор официально не признана жертвами теракта, так как оказались вне периметра взрыва, установленных властями при выплатах пособий. Многие люди все еще проходят курс лечения.
Памятные доски
Также в Париже в присутствии президента и ряда официальных лиц будут открыты памятные доски у других пяти мест терактов - кафе "Карийон" и "Маленькая Камбоджа", "Бон бьерр", "Контуар Вольтер", ресторана "Бель экип", где 13 ноября прошлого года были расстреляны десятки людей.
Завершатся траурные мероприятия акцией у концертного зала Bataclan, где от рук экстремистов погибли 90 человек. Здание, построенное в середине 19 века, было открыто в субботу большим концертом после капитального ремонта.
Без речей
По требованию тех, кому удалось выжить в теракте и родственников погибших все траурные торжества проводятся без каких-либо речей и заявлений. Это делается, чтобы никто из политиков не попытался использовать акции в предвыборных целях - в стране ведется подготовка к президентским выборам 2017 года. Полемика между политиками и различного рода критические публикации в СМИ продолжаются в течение всего года, прошедшего со времени теракта.
Кто виноват
Ряд родственников продолжает выражать возмущение действиями властей во время терактов в ноябре прошлого года. Подразделения по борьбе с терроризмом прибыли с большим опозданием к залу Bataclan, а первые попытки штурма были предприняты лишь два часа спустя. При этом выяснилось, что имеющееся у спецподразделений оружие и средства бронезащиты не соответствуют ситуации.
Почему-то в штурме не был задействован взвод армейского патруля, который обладал мощным оружием, хотя он находился рядом с Bataclan. Согласно данным, прозвучавшим в ряде документальных фильмов, "решение не задействовать армейское подразделение могли принять в тот вечер только три человека - президент, министр внутренних дел и префект Парижа".
Действия медиков
Все пострадавшие в Bataclan указывают также на то, что допущенные с большим опозданием в зал медики не обладали необходимыми навыками оказания первой помощи при пулевых ранениях. У них также не было нужного оборудования для остановки кровотечения, что было подтверждено парламентской следственной комиссией, расследовавшей обстоятельства действий властей при теракте.