26 июля 2017, 00:19,
обновлено 26 июля 2017, 05:24
Санкции в отношении России

Палата представителей США одобрила законопроект об ужесточении санкций в отношении РФ

AP Photo/ Evan Vucci
Документ также предусматривает ужесточение односторонних санкций против Ирана и КНДР

ВАШИНГТОН, 26 июля. /ТАСС/. Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, предусматривающий ужесточение односторонних американских санкций в отношении России, Ирана и КНДР. За принятие законопроекта было подано 419 голосов, против - лишь три.

Теперь документ должны рассмотреть в Сенате. Ожидается, что верхняя палата тоже примет этот законопроект, пользующийся на Капитолийском холме широкой поддержкой как оппозиционной Демократической, так и правящей Республиканской партии. Затем документ, получивший название "Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций", ляжет на рабочий стол Дональда Трампа. Белый дом в последние дни сигнализировал о том, что Трамп готов подписать данный законопроект.

Новые карательные меры в отношении Ирана и КНДР изначально вырабатывались Палатой представителей отдельно, но в последний момент были сведены в один документ с антироссийскими санкциями.

"Пощечина Трампу"

Телекомпания CNN расценила шаг Палаты представителей как "пощечину Трампу". Комментатор телеканала Ребекка Берг напомнила, что отношения между Трампом и Конгрессом пока складываются далеко не блестящим образом. "Это [новое голосование], вне всякого сомнения, вызовет у него еще большее раздражение. Я лично была бы очень удивлена, если бы он не воспользовался правом вето, что спровоцировало бы крупную драку и необходимость для республиканцев в Конгрессе принимать важное решение", - сказала Берг.

Исход нынешнего голосования наглядно свидетельствует о том, что законодательная ветвь власти при наличии у республиканцев в Конгрессе такого желания будет способна преодолеть вето Трампа.

Разногласия

Палата представителей и Сенат до сих пор не уладили окончательно определенные разногласия по законопроекту, сохраняющиеся между ними. Это признал в ходе дебатов по документу перед голосованием член Палаты представителей Элиот Энгел (демократ, от штата Нью-Йорк). Согласно изложенной им информации, упомянутые противоречия носят в большей степени процедурный характер и касаются только вопроса о том, в виде какого именно законопроекта следует оформить дополнительные рестрикции в отношении КНДР.

"Я поддерживаю этот законопроект, я, безусловно, планирую голосовать за него. Однако складывается впечатление, что мы вынесли его на голосование еще до того, как урегулировали все разногласия [по данному документу] с другой палатой Конгресса (Сенатом - прим. ТАСС). Надеюсь, дело таким образом не обстоит. Но были разногласия по санкциям в отношении Северной Кореи, которые уже [были ранее] приняты Палатой представителей", - заявил Энгел.

"Надеюсь, дальнейших отсрочек не будет, этот законопроект поступит на рассмотрение другой палаты", - добавил конгрессмен.

Схожим образом высказался и ключевой представитель Сената - председатель комитета по иностранным делам Боб Коркер (республиканец, от штата Теннесси). По его словам, он изучает возможность обеспечить с коллегами одобрение документа в Сенате еще до конца текущей недели. Дело в том, что верхняя палата Конгресса в понедельник планирует разойтись на летние парламентские каникулы, которые завершатся только 4 сентября.

Суть антироссийских мер

Документ облекает в форму закона ограничительные меры в отношении России, принятые предыдущей администрацией США во главе с Бараком Обамой на основании его исполнительных указов. Речь идет о рестрикциях, введенных 6 марта и 18 декабря 2014 года, 1 апреля 2015 года, 26 июля и 29 декабря 2016 года. Эти санкции создали существенные препятствия на пути сотрудничества ВС России и США, а также спецслужб и военно-промышленных комплексов двух стран, получения российской экономикой, прежде всего энергетическими компаниями, кредитных средств на Западе.

Двустороннее сотрудничество в области освоения космического пространства, точнее продукция и услуги, приобретаемые NASA у российской стороны, выводится из-под действия этих рестрикций.

Кроме того, законопроект разрешает вводить новые санкции (в виде блокирования банковских активов, невыдачи американских въездных виз и тому подобного) за "деятельность, подрывающую кибербезопасность в интересах правительства Российской Федерации". При этом он меняет содержание части уже принятых в последние годы в США законов, обязывая президента в некоторых случаях использовать в отношении России новые санкции, а не просто рекомендуя ему рассмотреть такую возможность.

Удар по полномочиям Белого дома

Новый законопроект фактически сковывает по рукам и ногам американского президента в плане использования полномочий, позволяющих смягчать и отменять полностью уже действующие ограничения. Документ предусматривает, что глава администрации США сможет делать такие шаги только с разрешения Конгресса.

Президенту предписывается уведомлять законодательную ветвь власти специальными докладами о намерении существенно менять политику в отношении России. Обсуждать предлагаемые изменения Конгресс рассчитывает в течение 30 или 60 календарных дней (в зависимости от сроков направления таких отчетов на Капитолийский холм). Затем предполагается принимать резолюцию, разрешающую или запрещающую главе государства вносить предложенные коррективы в курс Вашингтона в отношении Москвы.

Окончательно устранить ужесточенный санкционный режим можно лишь приняв отдельный закон, что потребует значительных усилий.

Американская администрация прежде выступала категорически против как таких покушений на свои полномочия, так и придания силы закона режиму антироссийских санкций. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон и представители аппарата Белого дома призывали Конгресс сохранить гибкость исполнительной ветви власти, позволяющую при необходимости и ужесточать, и отменять санкции в отношении России.

Дачи и газопровод

В этом смысле законопроект может стать дополнительной головной болью и применительно к решению проблемы возвращения России ее дипломатических дач в штатах Мэриленд и Нью-Йорк, закрытых администрацией Обамы в самом конце своего пребывания у власти. В документе прямо говорится, что "запрет на доступ" на эти объекты, являющиеся собственностью Российской Федерации, - один из видов санкций, обретающих силу закона.

Сохранилось в законопроекте и упоминание намерения США вставлять палки в колеса реализации Россией проекта "Северный поток-2", но без какой-либо конкретики. Документ требует от правительства США "продолжать противодействовать [строительству] трубопровода NordStream 2". Утверждается, что проект имеет "вредное воздействие на энергетическую безопасность Европейского союза, развитие газового рынка Центральной и Восточной Европы и энергетические реформы на Украине". Одновременно в законопроекте говорится, что "правительству США следует сделать приоритетом экспорт американских энергоресурсов" в Европу, "чтобы создавать рабочие места" в собственной экономике и якобы "помочь союзникам".

Почти все пункты законопроекта сопровождаются оговоркой о том, что в случае необходимости администрация может проигнорировать требования этого документа и не вводить санкции, если это отвечает интересам национальной безопасности США.

Со времен холодной войны

Вашингтон стал активно применять политические и экономические санкции против Москвы начиная со времен холодной войны с целью ослабления ее военно-экономического потенциала. Еще в 1948 году минторг США ограничил экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР. В 1962 году под давлением США страны НАТО рекомендовали своим промышленным компаниям не поставлять трубы большого диаметра для советского нефтепровода "Дружба", который прокладывался в Восточную Европу, и ввод в строй этой системы был задержан.

В 1974 году в США была принята поправка Джексона-Вэника, поставившая нормализацию торговых отношений в зависимость от свободы эмиграции из СССР. После ввода советских войск в Афганистан администрация Джимми Картера решила бойкотировать летнюю Олимпиаду-80 в Москве и ограничила продажу ей важных товаров, в том числе зерна. Главной санкционной мерой президента Рональда Рейгана стал в 1981 году запрет на поставки американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Тогда же были приняты ограничительные меры против авиакомпании "Аэрофлот".

С распадом Советского Союза многие американские санкции остались в прошлом, но появились новые. Начиная с 1990-х годов США неоднократно принимали карательные меры против российских компаний, подозревавшихся в нарушении режимов нераспространения и поставках Ирану, Сирии и КНДР технологий, которые могли быть использованы для создания ракет и оружия массового уничтожения.

В течение долгого времени Конгресс отказывался отменить поправку Джексона-Вэника, используя ее как инструмент давления на Россию, и устранить этот раздражитель в двусторонних отношениях удалось только в 2012 году. Однако Конгресс одновременно с этим принял так называемый "Закон имени Магнитского", предусматривающий введение санкций в отношении россиян, в том числе должностных лиц, которые, по мнению Вашингтона, "несут ответственность за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека".

Президент Барак Обама подписал этот документ, а в 2014 году его администрация начала вводить санкции в отношении российских политиков, бизнесменов, госслужащих, а также компаний и организаций в связи с конфликтом на Украине и присоединением Крыма. Эти ограничения неоднократно расширялись, а некоторые из них носят секторальный характер, то есть направлены против целых отраслей, в том числе финансовой и нефтегазовой.

В 2016 году администрация Обамы обвинила Россию в хакерских нападениях на американские политические институты в период президентских выборов в США и в конце декабря ввела свой последний такой пакет санкций, которые коснулись ряда российских компаний, а также ФСБ и Главного управления Генштаба Вооруженных сил (бывшего Главного разведывательного управления). Кроме того, американские власти объявили персонами нон грата 35 сотрудников дипломатических миссий России в США и закрыли дачи посольства и постоянного представительства при ООН в штатах Нью-Йорк и Мэриленд.