АСТАНА, 1 ноября. /ТАСС/. Седьмой раунд переговоров по Сирии в столице Казахстана завершился поздно вечером во вторник. Пленарное заседание, изначально запланированное на 15:00 мск, началось лишь около 19:00.
Делегации стран-гарантов - России, Ирана и Турции - до последнего момента согласовывали совместное заявление. Положение о рабочей группе по обмену пленными и задержанными между сторонами конфликта не было принято, но нашло отражение в тексте заявления. Остается ряд технических деталей, требующих дополнительного обсуждения.
Одной из главных тем стало проведение Конгресса сирийского национального диалога в Сочи 18 ноября, российская сторона уже разослала приглашения 33 различным движениям.
Следующий раунд - в декабре
В принятом заявлении Россия, Иран и Турция отметили прогресс в борьбе с террористическими группировками "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ) и подтвердили решимость "принять все необходимые меры для продвижения борьбы с ними как внутри, так и за пределами зон деэскалации".
Страны-гаранты призвали конфликтующие стороны к принятию мер по укреплению доверия, "включая освобождение задержанных и заложников, передачу тел погибших и поиск пропавших без вести, с целью создания лучших условий для политического процесса и устойчивого прекращения огня".
Касательно Конгресса в Сочи, стороны согласились обсудить данную российскую инициативу в рамках женевского процесса под эгидой ООН.
В документе подчеркивается, что сирийский конфликт не имеет военного решения и должен быть урегулирован только в ходе политического процесса на основе выполнения резолюции Совета Безопасности ООН №2254 (2015). "Призывают конфликтующие стороны воспользоваться формирующимися благоприятными условиями "на земле" для активизации усилий по продвижению политического процесса в Женеве", - говорится в совместном заявлении стран-гарантов.
Новый раунд переговоров в Астане запланирован на вторую половину декабря.
Кто виноват, что делать?
Делегации правительства Сирии и оппозиции обвинили в отсутствии прогресса по соглашению об обмене пленными друг друга. Если глава правительственной делегации, постпред Сирии при ООН Башар Джаафари говорил более дипломатично на этот счет, оппозиционеры не скупились на нелестные для Дамаска высказывания.
По словам Джаафари, правительственные переговорщики еще на шестом раунде в сентябре передали России и Ирану свой проект документа по данной теме. "Этот вопрос для нас очень важен. Мяч пока на стороне других", - сказал он.
Советник оппозиционного так называемого Высшего комитета по переговорам Яхъя аль-Ариди обвинил "Иран и режим в провале соглашения". "Иран задерживает решение вопроса. Режим совершает преступления, - отметил аль-Ариди. - Мы не хотим, чтобы "Астана" подменяла "Женеву".
Как отметил спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию, глава российской делегации на переговорах в Астане Александр Лаврентьев, появилось много искаженной информации по обмену заложниками. "Приводятся различные цифры: 15 тыс. насильно удерживаемых женщин в сирийских тюрьмах центральных властей или 100 тыс. боевиков, которые были арестованы и находятся там же", - сказал Лаврентьев.
По его словам, в этой связи нужно проявлять "определенную сдержанность и адекватно реагировать на эти вбросы непроверенной информации". В целом, отметил дипломат, остается ряд вопросов на техническом уровне. Москва продолжит работать с Дамаском и оппозицией, чтобы принятие документа "не оказалось пустой говорильней".
К выборам через Конгресс
Российская инициатива о проведении Конгресса сирийского национального диалога обрела конкретную дату и место проведения. Москва рассчитывает, что участники конференции смогут поговорить о конституции и выборах.
"Надеемся, что данный форум позволит собраться всем за одним столом и поговорить о том, что же им делать на перспективу, - пояснил Лаврентьев. - Как им запускать конституционную реформу, как сделать так, чтобы, не откладывая, принять новую конституцию и провести парламентские и президентские выборы под наблюдением ООН. Это было бы очень полезно".
Дамаск приветствовал созыв форума и заявил об участии в нем. Представители же Высшего комитета по переговорам (ВКП) весьма скептически отнеслись к возможности собраться, весьма уклончиво ответив на вопрос о перспективах своего приезда в Сочи.
"Мы не приветствуем, чтобы это было форумом народов, поскольку сирийский народ представляет собой единое целое, - сказал Яхъя аль-Ариди. - Мы сомневаемся в целях данных инициатив".
По его словам, сейчас идет процесс сирийского политического урегулирования в Женеве. "Другие площадки и участники, которые определенным образом сфальсифицированы режимом, дают посыл всему миру, что вот мы здесь, есть теперь примирение в Сирии", - отметил советник ВКП.
Российские переговорщики сочли нецелесообразным выдвижение предварительных условий для начала национального диалога, иначе есть риск "оказаться на обочине политического процесса".
Стабилизация для Идлиба
Отдельное внимание получила ситуация в зоне деэскалации в районе Идлиба. Сирийский постпред при ООН расценил присутствие турецких войск на данной территории как нападение и оккупацию. Джаафари даже обвинил Анкару в сотрудничестве с запрещенной в РФ террористической организацией "Джебхат ан-Нусра".
"Вместо того, чтобы соблюдать договоренности шестого раунда в Астане, противостоять "Джебхат ан-Нусре" и другим террористическим группировкам, Турция осуществляла с "ан- Нусрой" сотрудничество в Идлибе", - сказал он.
По мнению российской стороны, обстановка в данной зоне деэскалации требует выработки механизма стабилизации. "Мы понимаем весь накал страстей и напряженные отношения между Анкарой и Дамаском. Но нам надо как-то проводить работу по стабилизации ситуации в этой зоне, где находится более трех миллионов гражданских лиц", - отметил спецпредставитель президента РФ.
Говоря о борьбе с терроризмом, Лаврентьев заявил, что борьба с ИГ находится в завершающей стадии. "Мы очень все надеемся, что уже в ближайшие один-два месяца, по крайней мере, на территории Сирии не останется больше вооруженных формирований и каких-то населенных пунктов, выступающих в роли оплота этой террористической группировки", - сказал глава российской делегации в Астане.