7 сентября 2018, 14:30
Статья

Бывший консультант Трампа врал ФБР о своих связях с иностранцами. Из-за него началось дело о вмешательстве в выборы-2016

Суд округа Колумбия . AP Photo/ J. Scott Applewhite
Суд округа Колумбия

Суд округа Колумбия 7 сентября приговорил бывшего советника предвыборного штаба Дональда Трампа Джорджа Пападопулоса к 14 дням тюрьмы. Также ему назначено наказание в виде 200 часов общественных работ и штрафа в размере $9,5 тыс. C этого человека началось расследование спецпрокурора Роберта Мюллера о приписываемом России вмешательстве в президентские выборы 2016 года. ТАСС рассказывает, в чем обвиняют Пападопулоса, что он делал в штабе Трампа и почему приговор экс-консультанту — это большая проблема для Белого дома.

С чего все началось

Имя Джорджа Пападопулоса впервые появилось в СМИ, когда Трамп обнародовал состав команды своих внешнеполитических советников. В этом перечне Пападопулос значился как "консультант по вопросам нефти и энергии".

31 марта 2016 года Пападопулос участвовал во встрече команды по национальной безопасности Трампа, который тогда еще не был назначен кандидатом от республиканцев. На этом заседании советник "утверждал, что у него есть связи, которые могут помочь организовать встречу между Трампом и президентом Путиным". Этот вопрос он прорабатывал с неким лондонским профессором и гражданкой РФ, которая, как предполагал Пападопулос, имела родственные связи с российским лидером (данное предположение впоследствии оказалось ложью).

Профессор, о котором идет речь, — это почетный директор Лондонской академии дипломатии, эксперт клуба "Валдай" Джозеф Мифсад. Он неоднократно утверждал о своих тесных связях с РФ. Одному из своих бизнес-партнеров он, в частности, рассказывал, что однажды ужинал в небольшой компании с участием Путина.

В районе 26 апреля 2016 года профессор сообщил Пападопулосу, что якобы только что вернулся из Москвы, где встречался с членами российского правительства. Мифсад поведал, что Москва располагает электронной корреспонденцией, которая может нанести ущерб главной сопернице Трампа — кандидатке от демократов Хиллари Клинтон.

Вскоре после этого WikiLeaks опубликовала тысячи электронных писем, похищенных неизвестными хакерами из систем Национального комитета Демократической партии (НКДП) США. Из документов следовало, что представители НКДП активно искали способы поддержки Клинтон во время первичных выборов, а также возможность дискредитировать сенатора Берни Сандерса, ее конкурента из числа однопартийцев. Это стало причиной серьезного политического скандала.

Гражданка РФ — это студентка Ольга Полонская (Виноградова), которая, по словам Мифсада, хотела быть его стажеркой и никак не была связана с российскими властями. Тем не менее изначально профессор представил ее Пападопулосу как человека с тесными связями в Кремле, стремящегося улучшить отношения с США и положить конец западным экономическим санкциям.

Во время первичных допросов в ФБР Пападопулос утверждал, будто бы у него не было никаких взаимоотношений с Полонской, а их общение не выходило за рамки обмена дежурными фразами. Но сотрудники бюро смогли доказать, что в течение предвыборной кампании он "вел электронную переписку и много раз говорил по Skype с этой россиянкой о возможности [организации] поездки в Россию для обсуждения внешнеполитических вопросов". 5 октября 2017 года Пападопулос признал вину в даче ложных показаний агентам ФБР.

Пападопулос не оставлял попыток провести встречу Путина с Трампом

В некоторых своих письмах за 2016 год он уверял своих коллег в том, что его контакты с российской стороны приветствовали возможность саммита Трамп — Путин. Пападопулос еще несколько раз настаивал на необходимости провести встречу, но такое предложение было встречено с опаской в предвыборном штабе будущего президента (сам Трамп не имел возражений).

Эту идею в итоге зарубил на корню ныне осужденный политтехнолог Пол Манафорт (по другим сведениям, Джефф Сешнс — будущий министр юстиции). Сешнс, который давал показания в Конгрессе, не упомянул об этом эпизоде во время слушаний. А потом заявил, что слова Пападопулоса он просто забыл.

Бывший консультант предвыборной кампании Трампа по вопросам национальной безопасности Джей Ди Гордон рассказывал, что Пападопулос хвастался знакомством с российским послом в Лондоне и говорил о готовности организовать переговоры с Путиным. Как утверждал BuzzFeed, в британской столице Пападопулос также встречался с "контактным человеком от МИД России", но оказалось, что это был сотрудник Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев.

Впоследствии глава МИД РФ Сергей Лавров обращал внимание, что в таких контактах не было ничего противозаконного. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сравнил Пападопулоса с "сыном лейтенанта Шмидта" из известной книги.

Пападопулос попался из-за того, что разболтал все секреты в баре

В мае 2016 года Пападопулос встретился в одном из лондонских баров с Александром Доунером, который в то время был послом Австралии в Великобритании. Консультант Трампа, находясь в состоянии алкогольного опьянения, рассказал о якобы имевшихся у российской стороны сведениях, которые могли очернить Хиллари Клинтон.

Об этом сам Доунер затем сообщил двум сотрудникам ФБР, которые прилетели в Лондон в конце июля 2016 года по специальной договоренности между Вашингтоном и Канберрой. Отчет о показаниях экс-посла был направлен в Вашингтон 2 августа 2016 года и послужил основой для дела об иностранном вмешательстве в американские выборы.

Расследование на начальном этапе получило кодовое название Crossfire Hurricane. Это слова из песни Jumpin’ Jack Flash группы The Rolling Stones, их можно перевести как "шторм перекрестного обстрела".

Примерно в то же время с Пападопулосом начал работать информатор ФБР — американский профессор-политолог Стефан Халпер. Он собирал сведения о сотруднике предвыборного штаба Трампа и передавал их спецслужбам.

Пападопулос стал одним из первых бывших членов предвыборной кампании Трампа, которым Мюллер предъявил обвинения. Дача ложных показаний в ходе федерального расследования в США карается лишением свободы на срок до пяти лет, однако более вероятным вариантом в данном случае эксперты называли штраф и краткосрочное заключение.

Именно такой приговор был вынесен в апреле другому фигуранту дела, которым занимается Мюллер, — голландскому юристу Алексу Ван дер Зуаану. В феврале он признал свою вину в даче ложных показаний сотрудникам ФБР и команде спецпрокурора, отбыл наказание в виде лишения свободы сроком на 30 дней и заплатил штраф в размере $20 тыс. По версии следствия, дер Зуаан пытался скрыть, что контактировал в середине августа 2016 года с бывшим советником предвыборного штаба Трампа Ричардом Гейтсом, против которого Мюллер также выдвинул обвинения.

Спецпрокурор настаивал на заключении Пападопулоса в тюрьму сроком до шести месяцев и штрафе $9,5 тыс.

Что все это означает

Дело Пападопулоса — гораздо бо́льшая проблема для Трампа, чем приговор Манафорту, указывает CNN. Если политтехнолога приговорили по статьям, не связанным с Россией, то "консультант по вопросам нефти" сядет в тюрьму за ложь о подозрительных контактах, про которые знали в штабе Трампа и, возможно, даже сам президент.

Неудивительно, что сейчас глава Белого дома всеми силами пытается откреститься от сотрудничества с Пападопулосом. В своем Twitter он писал, что Пападопулос был в его штабе лишь волонтером низкого ранга.

"Лживые СМИ работают сверхурочно. По словам юриста Пола Манафорта, нет никаких [свидетельств] "заговора" и упомянутые [в расследовании] события произошли задолго до того, как он... подключился к [предвыборной] кампании. Мало кто знал этого молодого рядового волонтера по имени Джордж, который раз уже попался на лжи. Проверьте [лучше] демократов!"

"Я мало что помню об этой встрече. Это была совершенно незначительная встреча", — сказал он журналистам спустя считаные дни после того, как Пападопулос пошел на сделку с правоохранителями.

Более того, члены предвыборной кампании президента США Дональда Трампа сами передали спецпрокурору Мюллеру всю переписку со своим бывшим соратником. По словам пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс, "Пападопулос — это пример того, когда кто-то совершает неверные поступки, тогда как кампания президента поступила правильно".

Артур Громов