15 ноября 2018, 10:13
Статья

Европа все больше хочет быть независимой в вопросах собственной обороны и безопасности. Американцам такое не по нраву

Президент Франции Эмманюэль Макрон с солдатами НАТО. AP Photo/ Marko Mumm
Президент Франции Эмманюэль Макрон с солдатами НАТО

"США — наш исторический союзник и продолжает им быть. Но быть союзником не значит быть вассалом. Мы не должны зависеть от них", — заявил президент Франции Эмманюэль Макрон. По мнению политика, его страна должна быть суверенной, а ее оборона — автономной. С подачи Макрона в ЕС снова начали активно обсуждать создание независимой общеевропейской армии, но по другую сторону Атлантики этот проект приняли в штыки.

Общеевропейская армия — не новая идея. Но дальше обсуждений дело пока не заходило

Разговоры о собственной общеевропейской армии, корпусе, боевых группах или других военных формированиях ведутся в Европе уже более 30 лет. Традиционными сторонниками этой идеи выступают Германия и Франция, а главным противником — Великобритания, которая обещала блокировать любые попытки создать военную структуру, дублирующую "то, что уже есть в НАТО". За пределами ЕС против общеевропейской армии также выступают США, которые опасаются, что формирование независимых вооруженных сил может подорвать роль Североатлантического альянса.

Генсек организации Йенс Столтенберг утверждал, что Европейский союз зависим с точки зрения безопасности и не справится без помощи альянса. Поэтому общеевропейская армия не может быть конкурентом НАТО: "Речь должна идти не о конкуренции, а о сотрудничестве, трансатлантический альянс чрезвычайно важен для ЕС".

Рискованной и неосуществимой идею европейских вооруженных сил называла Польша. "Это мечта. Потому что для появления такой армии должен появиться сначала тот, кто будет принимать решения, король или император, а уже потом его армия, а не наоборот, — отмечал глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей. — Даже если теоретически предположить, что такая европейская армия появится, кто будет ею управлять? У нас нет "объединенных штатов Европы", так как только такое образование могло бы быть политическим владельцем европейской армии".

Однако идею создания таких вооруженных сил поддерживает ряд высших европейских чиновников, в частности глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. "Общая европейская армия показала бы миру, что между странами — членами ЕС никогда больше не будет войны. Такая армия помогла бы нам осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности", — говорил он в 2015 году.

Спустя три года слова Юнкера практически слово в слово повторила канцлер ФРГ Ангела Меркель. По ее мнению, необходимость такой армии обусловлена тем, что за последние пять лет мир изменился, а "старые союзники ставят под вопрос наши основные ценности". Меркель, по-видимому, намекала на Дональда Трампа, чья риторика по отношению к Европе в последнее время становится все более воинственной.

Трамп хотел, чтобы Европа озаботилась своей обороной. Он это и получил

Президент США уже давно требует от европейских стран — членов НАТО повысить расходы на оборону до положенных 2% ВВП. На Вашингтон приходится львиная доля финансирования альянса, что Трамп считает несправедливым — по его мнению, остальные участники также должны раскошелиться. В противном случае Трамп угрожал предпринять ответные шаги в области безопасности и обороны и даже выйти из НАТО.

Активизировавшиеся разговоры о том, что Европе нужна своя армия, Politico связывает с тем, что европейцы наконец "осознали необходимость крепко стоять на своих ногах вместо того, чтобы опираться на США в вопросах безопасности".

6 ноября Макрон заявил в эфире радиостанции Europe 1, что ЕС следует создать собственные единые вооруженные силы, чтобы защищаться от Китая, России "и даже США". Разумеется, речь не идет о том, чтобы воевать со Штатами, — президент имел в виду необходимость более ответственно относиться к проблеме собственной безопасности: "Мы должны иметь такую Европу, которая лучше защищает саму себя, в более суверенном порядке, и не зависит только от Соединенных Штатов".

Трамп в ответ обрушился на француза в Twitter, напомнив, что "это Германия была [агрессором] во время Первой и Второй мировых войн — и чем это закончилось для Франции?". По мнению американского лидера, своими заявлениями Макрон пытается отвлечь внимание от проблем у себя дома. "Дело в том, что Эмманюэль страдает от очень низкого рейтинга одобрения во Франции — 26%, а уровень безработицы в стране составляет почти 10%", — съязвил Трамп. Свою тираду он закончил фразой: "СДЕЛАЕМ ФРАНЦИЮ СНОВА ВЕЛИКОЙ".

Как пишет Slate, Трамп "должен аплодировать Макрону, не осуждать его". Ведь благодаря появлению независимой европейской армии Вашингтону больше не надо будет вливать гигантские деньги в обеспечение безопасности Старого Света, о чем мечтал не только нынешний президент, но и многие его предшественники. 

Недовольство главы Белого дома можно объяснить двумя причинами. С одной стороны, будучи антиглобалистом, он в принципе враждебно относится ко всему, что касается европейской интеграции (поэтому поддерживает Brexit, солидаризируется с евроскептиками, такими как Марин Ле Пен). А единая армия ЕС — это как раз проект, направленный на углубление военной интеграции Европы.

С другой стороны, Трамп все же не хотел бы выхода Старого Света из орбиты влияния США. Именно поэтому в Вашингтоне сразу же зазвучал хор голосов, считающих Европу неспособной поддерживать собственную безопасность без НАТО. К тому же если общеевропейская армия когда-нибудь появится, она будет закупать вооружение в ЕС, а не в США, на что также рассчитывает Макрон. По словам обозревателя Le Monde Сильвии Кауфман, такой расклад станет "настоящим "оскорблением" для Трампа".

В Пекине к последним заявлениям Макрона отнеслись более спокойно, указав, что от китайской стороны "никогда не исходила военная угроза для Европы".

Президент РФ Владимир Путин назвал процесс создания общеевропейской армии "положительным с точки зрения укрепления многополярности мира", но отметил, что эта идея обсуждается уже давно: "Мне об этом еще говорил один из прежних президентов Жак Ширак".

"В принципе Европа — мощное экономическое образование, мощный экономический союз и в целом это вполне естественно, что они хотят быть независимыми, самодостаточными, суверенными в сфере обороны и безопасности", — добавил он.

Все упирается в деньги

К идее создания общеевропейской армии существует масса технических вопросов. В каких сферах она будет применяться (проще говоря: где она будет воевать)? Кто будет заниматься ее обучением? Как будут функционировать ее боевые соединения? Но главный вопрос все же финансовый: кто за нее заплатит?

Еще в 2015 году на эту проблему в беседе с ТАСС обращал внимание глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. По его словам, европейцы "ценят НАТО в значительной степени потому, что 75% военной деятельности альянса оплачивают США, а Европа экономит на военном аспекте".

"Поэтому получится, что то, что Европа экономит на НАТО, она будет вкладывать в собственную армию, — констатировал он. — Это может вызвать — даже в нынешней ситуации нагнетания "внешней угрозы" — если не публичное, то, во всяком случае, фактическое сопротивление этой идее со стороны целого ряда европейских стран".

Таким образом, на сегодня создание европейской армии малореализуемо, убежден заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. Но в долгосрочном плане она может быть встроена в структуру Североатлантического альянса.

"Звучат голоса, что эта армия будет действовать вне рамок НАТО и будет разрушать альянс, но это не более чем популизм, — подчеркнул эксперт в комментарии ТАСС. — Ведь речь идет о суверенитете союза и, соответственно, большем уровне самостоятельности во внешнеполитических вопросах".

По словам эксперта, в конечном счете ЕС может стать таким субъектом международного права, который "способен участвовать в решении конкретных конфликтов исходя из своих интересов, но обязательно согласованных с НАТО".

Артур Громов