14 декабря 2018, 06:33
Статья
Brexit

Саммит Евросоюза по Brexit. Ирландский тупик

Британский премьер Тереза Мэй "усердно и отважно борется" за одобрение соглашения о выходе ее страны из ЕС, но в Еврокомиссии не видят результатов
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. EPA-EFE/ JULIEN WARNAND
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй

Лидеры ЕС на саммите в Брюсселе не дали Великобритании гарантий, которые могли бы облегчить ратификацию соглашения о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза (Brexit) в британском парламенте. Более того, они даже толком не смогли понять, каких именно гарантий хотела Мэй. В целом, дискуссия по Brexit, которая состоялась в первый день саммита Евросоюза, не дала никаких практических результатов и лишь осложнила ситуацию вокруг этого соглашения. Вероятность "жесткого Brexit", то есть выхода Великобритании из Евросоюза без соглашения после этой встречи повысилась.

Объясните, чего вы хотите?

"Великобритания должна сказать, что хочет от нас, а не спрашивать о том, чего мы хотим сделать. Мы хотели бы, чтобы в ближайшие недели они сказали, что от нас ждут. Мы хотим пояснений", - заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на итоговой пресс-конференции первого дня саммита. По словам Юнкера, Тереза Мэй "усердно и отважно борется" за одобрение соглашения о Brexit, но Евросоюз не видит результатов.

А Мэй журналистам не сказала вообще ничего. Вопреки обыкновению проводить брифинг для СМИ или делать хотя бы краткое заявление для прессы по итогам переговоров, британский премьер покинула зал заседаний молча, и сжав губы, проследовала мимо строя камер в машину. Главы государств и правительств остающихся в ЕС 27 стран продолжили думать, как им поступить дальше. Итоговый документ саммита свидетельствует о том, что ничего нового они придумать не смогли.

Проклятие кельтов

Беда Brexit в том, что его главная на сегодня проблема не имеет решения. Задача, которую поставили перед собой переговорщики, звучала полтора года назад предельно просто. После Brexit граница между Северной Ирландией и Республикой Ирландия должна остаться прозрачной для людей, товаров и услуг.

Ирландия - это западный остров Британского архипелага. Его большую часть занимает Республика Ирландия, но северо-восточная четверть острова - Северная Ирландия - является частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. И в его составе Северная Ирландия должна выйти из ЕС. Иными словами остров Ирландия разделит граница, что категорически не устраивает Республику Ирландия.

Великобритании напряженность в Северной Ирландии тоже не с руки. Начинают вспоминаться уже слегка подзабытые проблемы ирландского сепаратизма, террористическая группировка Ирландская республиканская армия (ИРА), стрельба, взрывы и кровь в Ольстере. Прозрачная граница для людей товаров и услуг, казалось бы, в общих интересах. Но если с людьми все относительно просто - проблему можно решить через безвиз, то с товарами встает крайне серьезный вопрос: где поставить таможню?

Для Лондона право самостоятельно без оглядки на Брюссель устанавливать таможенные пошлины и заключать торговые соглашения с государствами мира - это одна из наиболее привлекательных черт Brexit. Поэтому Великобритания выходит из европейского Единого рынка и Таможенного союза. И поэтому таможня между ЕС и Соединенным Королевством неизбежно должна появиться.

Но, во-первых, она не может быть между Ирландией и Северной Ирландией, поскольку граница должна быть прозрачной. Во-вторых, она не может быть между Ирландией и остальным Евросоюзом, поскольку Республика Ирландия из ЕС не выходит, и она совершенно не намерена быть частью британской торговой зоны, теряя прямой доступ к европейскому рынку. В-третьих, таможню нельзя разместить между Северной Ирландией и остальным Соединенным Королевством, поскольку это будет означать утрату британского суверенитета над этой частью территории страны.

Тормозной механизм

Политики по обе стороны Ла-Манша после мучительных переговоров поняли, что решения нет и начали просто тянуть время, судорожно пытаясь придумать некий суррогат решения, или хотя бы максимально отсрочить необходимость его принятия. В 535-страничном тексте соглашения по Brexit, утвержденном переговорщиками 25 ноября, которое никак не может принять британский парламент, не прописаны никакие механизмы регулирования ирландской границы. Там есть лишь все та же декларация о необходимости свободы перемещения и указан срок - что договоренности нужно достичь к июлю 2020 года. И даже уже заготовлена оговорка, что этот срок может быть продлен.

А пока соглашение о пограничном режиме не найдено, предусмотрен особый юридический предохранительный механизм, получивший название backstop (в техническом значении - клин, подложенный под колесо, который не позволяет машине или вагону скатиться с горы; в юридическом или политическом контексте - практическая поддержка), который должен не допустить хаоса на ирландском острове. Суть - предельно проста, пока нет решения о границе, Северная Ирландия остается в Таможенном союзе с ЕС, и Великобритания должна с этим согласиться.

Вот об эту проблему и спотыкается британский парламент, когда готовится к ратификации этого соглашения. "А если проблема границы не будет решена и через 10 лет, Северная Ирландия так и останется все это время под контролем Брюсселя?" - спрашивают себя британские политики.

Такой сценарий будет означать, что либо Лондон все это время будет частично оставаться в подчинении Брюсселя, либо ему придется отказаться от торгового суверенитета над Северной Ирландией. Оба варианта для британцев неприемлемы настолько, что они могут похоронить из-за этого все соглашение, что будет означать "жесткий Brexit" или Brexit без правил, при котором 29 марта 2019 года, в соответствии с Лиссабонским договором, Великобритания покинет ЕС без каких-либо предварительных договоренностей. Все связи будут разорваны, и отношения сторон начнут регулировать безнадежно устаревшие документы, действовавшие до 1 января 1973 года, когда Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество.

Пытаясь предотвратить этот сценарий, Мэй приехала на саммит в Брюссель, стараясь хоть как-то подсластить пилюлю для британских парламентариев. Хотя бы получить четкие гарантии по срокам, например, чтобы страшный backstop не мог действовать после 2021 года. Европейцы на это не пошли.

Просьба Мэй

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй попросила лидеров ЕС об уступках в вопросе статуса Северной Ирландии после выхода Соединенного Королевства из ЕС, которые гарантировали бы прохождение соглашения с ЕС о Brexit через британский парламент. По сообщению агентства Reuters, ссылающегося на представителя британской стороны, Мэй обратилась с этой просьбой во время ужина, устроенного для участников саммита ЕС в Брюсселе в четверг.

"Не в наших интересах подвергаться угрозе случайного выхода без сделки, при той дезорганизации, которую он принесет, или позволять всему тянуться так и дальше", - предупредила она.

"Мы должны изменить отношение к backstop как к ловушке, которую Великобритания не может избежать. Пока мы не сделаем этого, наша сделка будет под угрозой", - приводит агентство слова Мэй, сказанные европейским лидерам. "В моем парламенте есть большинство, которое хочет покинуть [ЕС] без сделки, поэтому при наличии правильных гарантии эта сделка может быть принята", - заявила Мэй.

Ответ ЕС

Возобновление переговоров по соглашению о выходе Великобритании из ЕС невозможно, но Брюссель намерен установить с Великобританией после Brexit как можно более тесные отношения, говорится в итоговом заявлении саммита Евросоюза по Brexit.

"ЕС остается привержен соглашению и намерен осуществить его ратификацию. Возобновление переговоров не обсуждается", - говорится в документе, в котором также подчеркивается намерение ЕС "установить с Великобританией после Brexit настолько тесные отношения, насколько возможно".

"ЕС готов приступить к обсуждению будущих отношений с Великобританией, как только будет подписано соглашение о выходе, чтобы переговоры могли начаться немедленно после выхода (29 марта 2018 года)", - заявил председатель Евросовета Дональд Туск. Лидеры ЕС также подчеркнули, что backstop по Северной Ирландии "останется в соглашении как необходимая гарантия". "Если этот механизм будет задействован, его действие должно быть ограничено по времени, и он должен работать только до того момента, когда окончательное соглашение, регулирующее пограничный режим, будет достигнуто", - говорится в документе.

Однако никаких конкретных ограничений по срокам на его действие ЕС не принял, как не взял на себя никаких юридических обязательств.

Европейский совет также в очередной раз призвал "активизировать подготовку к Brexit на всех уровнях, принимая во внимание все возможные сценарии". Так лидеры ЕС косвенно дали понять, что продолжают подготовку к выходу Великобритании из ЕС без соглашения.

И это понимание переросло в уверенность, когда Жан-Клод Юнкер заявил на итоговой пресс-конференции первого дня саммита Евросоюза, что ЕК опубликует 19 декабря всю информацию о подготовке к выходу Великобритании из ЕС без соглашения.

"Еврокомиссия опубликует 19 декабря всю информацию по Brexit, которая может быть полезной при отсутствии соглашения. Все наши так называемые подготовительные меры", - заявил Юнкер.

Ход британского парламента

Первоначально голосование по утвержденному в Брюсселе соглашению об условиях предстоящего "развода" между Соединенным Королевством и Европейским союзом должно было состояться в британском парламенте 11 декабря. Однако накануне этой даты Мэй заявила о том, что голосование будет отложено, так как у правительства нет шансов получить необходимую поддержку со стороны депутатов. Причина этого, по словам премьер-министра, кроется в том, что достигнутая с ЕС договоренность о будущем статусе Северной Ирландии не устраивает многие политические силы в Соединенном Королевстве.

Как стало известно в четверг, это голосование состоится не ранее следующего года. Крайним сроком для голосования установлено 21 января. Выход Великобритании из ЕС намечен на 29 марта 2019 года.

Денис Дубровин