ТАСС, 17 декабря. США не решились направить через Северный морской путь свой единственный тяжелый ледокол из опасения, что он выйдет во время арктического похода из строя и тогда придется просить о помощи Россию. Об этом сообщило американское интернет-издание Business Insider, ссылаясь на высказывания бывшего командующего Береговой охраной США адмирала Пола Зукунфта. Его 1 июня сменил на данном посту адмирал Карл Шульц.
"Когда я был командующим, представитель Совета национальной безопасности при Белом доме связался со мной и сказал следующее: "Мы должны направить [ледокол] Polar Star ("Полярную звезду" - прим. ТАСС) через Северный морской путь, чтобы продемонстрировать наше право на свободу навигации", - приводит издание выдержку из выступления Зукунфта на конференции по Арктике, которая прошла 4 декабря в вашингтонском научно-исследовательском Центре им. Вудро Вильсона.
"Я ответил, что этому ледоколу уже 40 лет, - продолжил адмирал в отставке. - Мы снимаем детали с другого однотипного ледокола, чтобы можно было и дальше эксплуатировать "Полярную звезду". И я не могу гарантировать, что на этом ледоколе не произойдет серьезная поломка в то время, когда он будет демонстрировать право на свободу навигации, и мне не придется обращаться за помощью к России, чтобы они вытащили его изо льда. Сейчас не время делать это".
Как подчеркивает издание, Береговая охрана располагает лишь одним тяжелым ледоколом - Polar Star, который был спущен на воду в 1976 году и нуждается в постоянном ремонте. Ранее Зукунфт заявлял, что "Полярная звезда" находится фактически на "искусственном жизнеобеспечении". На корабле установлены дизель-электрические и газотурбинные двигатели. Береговая охрана рассчитывает на то, что данный ледокол продержится еще около пяти лет, к истечению которых предполагается построить ему замену.
Министерство внутренней безопасности, в ведении которого находится в мирное время Береговая охрана, запросило $750 млн на 2019 финансовый год (начался 1 октября текущего календарного года) на создание нового тяжелого ледокола. Из этой суммы $15 млн предназначаются на ремонт "Полярной звезды".
Позиция США
Как заявил в апреле журналистам, среди которых был и корреспондент ТАСС, Зукунфт, США считают, что Северный морской путь должен быть транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества. В то же время он указал, что американские Вооруженные силы пока не намерены предпринимать в Арктике действия, отстаивающие принцип свободы судоходства, подобно тому, как это происходит в Южно-Китайском море.
"В настоящее время нет нажима, направленного на то, чтобы проводить демонстрацию свободы мореплавания в Арктике. Однако... подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода - по мере того как мы видим, что эта часть океана освобождается от льда", - заметил Зукунфт.
Он признал, что позиция Вашингтона, касающаяся Северного морского пути, неизбежно натолкнется на неприятие Москвы. "Это потребует существенного диалога в будущем", - высказал Зукунфт свое мнение.
Вашингтон придерживается аналогичной подхода и в отношении Северо-Западного прохода через Северный Ледовитый океан. Канада считает данный морской путь входящим в ее территориальные воды.
Глава Пентагона Джеймс Мэттис заявил 25 июня, что США необходимо активизировать свою деятельность в Арктике и вывести ее на новый уровень, в частности, за счет расширения присутствия в этом регионе Береговой охраны.
"Определенно Америке нужно вывести свою игру в Арктике на новый уровень, - привело его слова агентство Reuters. - Реальность такова, что нам придется столкнуться с освоением Арктики. Она станет доступна не только для транспорта, но также и для разведки энергоносителей".
Позиция России
Выступая 1 марта с посланием Федеральному собранию России, президент Владимир Путин заявил, что Северный морской путь станет "ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока". По словам главы государства, перед Россией стоит задача сделать его "по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией" и увеличить к 2025 году грузопоток на ней в 10 раз - до 80 млн т в год.
В 1991 год Северный морской путь был открыт для международного судоходства, однако в официальных российских документах он определен как "исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация". Длина пути от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения - 5,6 тыс. км, этот маршрут почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток.