7 февраля 2019, 20:21
Статья

"Ветер перемен перешел Альпы". Как поссорились Париж и Рим

По мере приближения выборов в Европейский парламент отношения между Францией и Италией по разным причинам продолжают ухудшаться
Вице-премьер, министр экономического развития, труда и социальной политики Италии Луиджи Ди Майо. REUTERS/ Alessandro Bianchi
Вице-премьер, министр экономического развития, труда и социальной политики Италии Луиджи Ди Майо

Вице-премьер, министр экономического развития, труда и социальной политики Италии Луиджи Ди Майо, являющийся также лидером "Движения "5 звезд", провел с представителями французских "желтых жилетов" встречу, на которой, по сообщениям французских СМИ, обсуждалось возможное взаимодействие в свете предстоящих в мае 2019 года выборов в Европейский парламент. По итогам встречи итальянский политик сделал в Twitter многозначительную запись: "Ветер перемен перешел Альпы".

Реакция властей Франции оказалась предсказуемо резкой: представитель министерства иностранных дел расценил действия Ди Майо как "новую неприемлемую провокацию" и предостерег от дальнейших попыток вмешательства во внутренние дела Франции.

На самом деле поддержка "желтых жилетов", высказываемая высокопоставленными представителями итальянского правительства, - далеко не единственный фактор, влияющий на обострение отношений между Парижем и Римом. Есть и другие причины, из-за которых это обострение будет, вероятно, лишь усиливаться по мере приближения европейских выборов.

Откуда дует ветер перемен

В начале января Ди Майо уже выступал в поддержку "желтых жилетов", чьи антиправительственные выступления начались во Франции осенью минувшего года. "Не сдавайтесь!" - написал он тогда на официальной интернет-странице своего движения, добавив, что в Италии следят за акциями "желтых жилетов" "с первых дней их появления" и прекрасно понимают, по каким причинам они вышли с протестом на улицы французских городов. Он также заверил, что "в случае необходимости" "5 звезд" готовы предоставить поддержку "желтым жилетам".

Тогда же вице-премьер, министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини, возглавляющий коалиционную правящую партию "Лига", тоже выступил с заявлением в поддержку "желтых жилетов": он признал, что разделяет право людей протестовать против тех, кто ими управляет, при этом, правда, оговорившись, что "жестко и решительно осуждает любое насилие".

Во Франции заявления лидеров итальянской правительственной коалиции не оставили без внимания, хотя на первый раз отреагировали достаточно сдержанно. Ответственная за европейские дела в МИД Франции Натали Луазо написала в Twitter: "Франция остерегается поучать Италию. Сальвини и Ди Майо стоит научиться следить за своим собственным домом".

На этот раз реакция французской стороны оказалась гораздо более жесткой, впрочем, и повод был серьезным: Ди Майо не просто ограничился записью в интернете, а встретился под Парижем с представителями "желтых жилетов". Во встрече участвовали также его соратники по партии и представители французского предвыборного списка "Референдум гражданской инициативы", вместе с которым "желтые жилеты" могут пойти на выборы в Европарламент. По данным газеты Le Figaro, обсуждались вопросы взаимной координации действий. Достигнута также договоренность провести "в ближайшие недели" новую встречу, теперь уже в Риме.

В своем Twitter Ди Майо выложил снимок, на котором запечатлены участники встречи. Подпись к нему - "Ветер перемен перешел Альпы" - можно истолковать двояко: или как подтверждение того, что в Италии одобряют перемены, символом которых стали "желтые жилеты", либо как свидетельство того, что вслед за Италией, где летом минувшего года к власти пришли популисты-евроскептики, ветер перемен подул и во Франции.

Впрочем, французским властям ни одно из этих толкований явно не пришлось по вкусу. "Эта новая провокация неприемлема для стран, которые являются соседями и партнерами по Евросоюзу", - заявил представитель МИД Франции. Он также порекомендовал "облеченному правительственными полномочиями" Ди Майо "в интересах Италии и Франции следить за этим, чтобы его повторяющееся вмешательство не наносило вреда двусторонним отношениям".

Миграция и не только

Отношения между Парижем и Римом стали портиться еще летом 2017 года, когда Эмманюэль Макрон вскоре после избрания на пост главы французского государства наложил вето на продажу итальянскому концерну верфей в Сен-Назере - тех самых, на которых строились "Мистрали" для России. Коммерческой сделке Макрон, вроде бы убежденный рыночник с банкирским прошлым, предпочел национализацию обанкротившегося предприятия. Это нанесло итальянским властям серьезную обиду, тем более что концерн, выступавший в роли покупателя, на 70% принадлежал государству.

Летом 2018 года Париж и Рим снова повздорили, на этот раз на тему миграции. Пресс-секретарь французского президента Бенжамен Гриво назвал "циничными и безответственными" действия итальянских властей, не разрешивших судну с мигрантами из Африки причалить к берегам Италии. В ответ итальянский премьер-министр Джузеппе Конте заявил, что Италия "не станет принимать поучения", и потребовал от Парижа извинений. С таким же требованием выступил и глава МВД Италии.

Под угрозой срыва тогда оказался даже визит итальянского премьера в Париж. В итоге переговоры Конте и Макрона все-таки состоялись, но разногласия по вопросу миграции так и не были сняты и неоднократно всплывали впоследствии, выражаясь в том числе в острых заявлениях с обеих сторон.

Следующий этап публичного выяснения отношений наступил в январе 2019 года, когда вслед за высказываниями в поддержку "желтых жилетов" вице-премьер Ди Майо в рамках очередной дискуссии по вопросам миграции предложил ввести санкции против стран, которые "не уходят из Африки и продолжают ее колонизировать". По словам политика, "неиссякающий поток мигрантов является результатом действий некоторых стран, которые потом пытаются преподать нам урок". Причем намеками Ди Майо не ограничился, а конкретно указал пальцем на Париж: "Сохраняются десятки стран, в которых Франция чеканит свою монету, колониальный франк, и за счет этого финансирует свою внешнюю задолженность, эксплуатируя эти страны". По традиции не остался в стороне и вице-премьер Сальвини, воспользовавшийся случаем, чтобы заявить: народ Франции "не заслуживает такого президента".

На этом чаша терпения французских властей переполнилась: посол Италии в Париже Тереза Кастальдо была вызвана в МИД Франции "в связи с неприемлемыми и необоснованными заявлениями итальянских властей". Стоит отметить, что подобный дипломатический демарш - большая редкость в отношениях между странами Евросоюза, которые обычно старательно демонстрируют невмешательство во внутренние дела друг друга.

Сам Макрон, правда, заявил, что не намерен втягиваться в публичную дискуссию с итальянскими политиками, поскольку "все это не представляет интереса". Впрочем, тут же не удержался от шпильки, заметив: "Народ Италии - наш друг и заслуживает руководителей, соответствующих высоте его истории".

Навстречу выборам

Не исключено, что еще одним раздражающим фактором в отношениях Рима и Парижа является вопрос о госбюджете Италии, власти которой в надежде вывести страну из рецессии и стимулировать экономический рост хотят нарастить расходы и увеличить и без того огромный государственный долг. Формально сделать это Риму мешает Еврокомиссия, отказывающая утверждать бюджет и грозящая санкциями за нарушение бюджетной дисциплины. Но в Риме склонны видеть за этим козни все той же Франции, инвестиционные банки которой являются едва ли не главными держателями итальянских облигаций. И тот факт, что президент Франции - в прошлом инвестиционный банкир из банка Ротшильдов, лишь подогревает подозрения и раздражение итальянских властей.

Любопытно, что именно такую версию продвигает Стив Бэннон, в прошлом советник президента Дональда Трампа в Белом доме, который после отставки сосредоточился на продвижении идей правого популизма в Европе. В интервью, появившемся на днях во французском еженедельнике L'Express, Бэннон назвал Макрона "марионеткой, под костюмом которой ничего нет". "Я хорошо знаю людей подобного типа: в 1980-х у меня было полно знакомых инвестиционных банкиров из Goldman Sachs. Эти типы смотрят на все издалека, абстрактно, <...> они не понимают, как живут люди, не понимают, как им сложно бывает каждый месяц сводить концы с концами", - заметил американец и добавил, что для подобных людей увольнение 5 тыс. человек - это "всего лишь презентация в PowerPoint, ничего более".

В минувшем году Бэннон уже совершил турне по европейским странам, продвигая свои идеи, а теперь планирует новую поездку - в конце февраля - начале марта. Как замечает L'Express, в числе его предполагаемых собеседников вице-премьер Сальвини в Италии, лидер "Национального объединения" Марин Лен Пен во Франции, премьер-министр Виктор Орбан в Венгрии.

Впрочем, и безо всякого Бэннона упомянутые лидеры активно контактируют между собой в преддверии выборов в Европарламент, надеясь в итоге сформировать там из своих сторонников одну из ведущих фракций. И тем самым задать новый тон дискуссиям и по проблеме миграции, и по вопросам бюджетной политики, и по другим актуальным проблемам, стоящим перед европейскими странами и Евросоюзом в целом.

Встав на этот путь, они, естественно, не оставят попыток привлечь на свою сторону французские "желтые жилеты" и договориться с ними о совместных действиях и подходах. Естественно, такие намерения не придутся по вкусу властям Франции, президент которой проводит сейчас серию общенациональных встреч-дебатов, чтобы заручиться поддержкой максимально широких слоев населения.

С первых месяцев пребывания у власти Макрон не скрывал стремления выдвинуться на позиции нового общеевропейского лидера. Но у его итальянских соседей, очевидно, имеются свои собственные планы, так что в оставшееся до европейских выборов время стоит ожидать новых столкновений Рима и Парижа.

Андрей Низамутдинов