Пока не упал занавес. Европарламент больше не считает Россию стратегическим партнером

Депутаты Европарламента приняли во вторник большинством голосов резолюцию по докладу "О политических отношениях между Европейским союзом и Россией". В принятом ими документе говорится, что "в нынешних обстоятельствах Россия более не может считаться "стратегическим партнером".
На основе обширного списка претензий к России, включающего ситуацию на Украине, воссоединение Крыма с РФ, дело Скрипалей и еще много всего другого, евродепутаты пришли к заключению, что по вине российской стороны существующее свыше 30 лет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и РФ "более не соблюдается", поэтому его "следует пересмотреть".
Как и многие другие резолюции Европарламента, данный документ носит рекомендательный характер и не является юридически обязывающим для исполнительных структур Евросоюза. Скорее его следует рассматривать как политическую декларацию евродепутатов, чей мандат закончится через два с половиной месяца, когда состоятся новые европейские выборы.
Тем не менее, этот документ по-своему показателен. Он не только красноречиво отражает настроения европейского политического истеблишмента, но и указывает, в каком направлении будут двигаться предвыборные дебаты партий и движений при обсуждении международной повестки дня.
От Крыма до газа
Доклад, одобренный 402 голосами при 163 против и 89 воздержавшихся, содержит десятки пунктов критики в адрес России. Одна из главных претензий связана с воссоединением Крыма с РФ и ситуацией на юго-востоке Украины. По мнению евродепутатов, нормальные отношения между ЕС и РФ не могут быть восстановлены до тех пор, пока "Россия не выполнит полностью минские соглашения и не восстановит территориальную целостность Украины". При этом Европарламент в привычной для себя манере не обращает внимания на "малозначительный" нюанс: Россия не является стороной конфликта на юго-востоке Украины, следовательно, минские соглашения должны выполняться не ею, а самой Украиной и самопровозглашенными республиками - Донецкой и Луганской.
Читайте также
Кому мешает газопровод "Северный поток — 2"

Вообще складывается впечатление, что авторы доклада постарались суммировать в нем все обвинения, когда-либо звучавшие в адрес России. Агрессивные устремления и военные приготовления, милитаризация на Черном и Азовском морях и Балтике, кампании дезинформации и кибератаки, вмешательство в выборы и в кампанию референдума о выходе Великобритании из ЕС, финансирование крайне правых и националистических партий и движений в Европе, оккупация грузинских территорий и даже поддержка сил, выступающих против решения спора о названии Македонии. Все это есть в перечне.
Не обошлось без "шпионской деятельности", "отмывания денег" и прочего попрания прав и свобод, отрицания общих ценностей и нарушений базовых принципов. В этом же ряду и традиционные претензии к внутриполитической ситуации: значительное ухудшение в области соблюдения прав человека, ущемление свободы СМИ, преследования правозащитников, репрессии в отношении гражданских активистов и прочее.
Отдельный пункт посвящен строительству газопровода "Северный поток - 2", которое, по мнению евродепутатов, должно быть прекращено как "не соответствующее положениям энергетической политики ЕС и его стратегическим интересам". По логике авторов доклада, поставки дешевого газа из России "ставят под угрозу внутренний рынок ЕС", которому нужна "более надежная и более стратегическая энергетическая инфраструктура", способная противостоять "российским гибридным действиям".
В отдельных сферах
Не обошлось в документе и без дежурных постулатов о необходимости формировать отношения, основанные "на принципах международного права, уважения прав человека, демократии и мирного урегулирования конфликтов", а также о готовности ЕС оставаться "открытым для более прочных отношений и ведущего к ним диалога".
Однако, тут же констатируют авторы документа, "в настоящее время в результате игнорирования Россией этих принципов отношения ЕС с РФ основываются на сотрудничестве в отдельных областях, представляющих общий интерес". Именно такой принцип точечного, ограниченного взаимодействия предлагается сохранять и впредь - до тех пор, пока Россия не исправится.
Читайте также
"Евросоюз ждет судьба СССР". Мрачные прогнозы Сороса

"Глобальные вызовы, которые касаются изменения климата, окружающей среды, обеспечения энергетической безопасности, цифровых технологий, алгоритмов принятия решения, искусственного интеллекта, внешнеполитических вопросов и вопросов безопасности, противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы против терроризма и организованной преступности, вопросов защиты экологии Арктики, - все это требует избирательного взаимодействия с Россией", - сочли евродепутаты. По их мнению, важно "добиваться снижения существующей напряженности и начать проведение консультаций с Россией, чтобы снизить риск недопонимания, неверного толкования и искажения фактов".
В этой связи Европарламент рекомендовал "сосредоточить внимание [во взаимодействии с Россией] на вопросах, касающихся Ближнего Востока и Северной Африки, Севера Европы и Арктического региона, борьбы против терроризма, насильственного экстремизма, распространения ядерного оружия, осуществления контроля над вооружениями, обеспечения стратегической стабильности в киберпространстве, борьбы против организованной преступности, нелегальной миграции и изменения климата".
Сотрудничество должно включать в себя и совместные усилия по сохранению одобренного СБ ООН Совместного всеобъемлющего плана действий в отношении Ирана. Важными посчитали в Европарламенте и продолжение усилий по прекращению войны в Сирии.
Курс на выборы
В принципе резолюция Европарламента не блещет новизной. Несколько лет назад, вскоре после начала событий на юго-востоке Украины, евродепутаты уже высказывались за то, чтобы более не считать Россию стратегическим партнером Евросоюза. А не далее как в 2018 году они же принимали резолюцию о необходимости остановить реализацию проекта "Северный поток - 2".
В нынешнем докладе его авторы, по сути, обобщили все ранее звучавшие претензии и добавили к ним кое-что из свеженького вроде той же Македонии. На политическую декларацию евродепутатов, которые к тому же через пару месяцев сложат полномочия, можно было бы и не обращать внимания, если бы она не указывала на те основные направления, по которым будут разворачиваться дебаты перед майскими выборами в Европарламент.
Уже понятно, что Россию будут обвинять в попытках вмешательства в выборы. Собственно, эти обвинения уже звучат главным образом со стороны ряда правящих партий и правительств, которые не без оснований опасаются, что после выборов их представительство в Европарламенте может изрядно уменьшиться.
Читайте также
Лидер греческой оппозиции: нужно использовать все возможности для диалога между ЕС и РФ

Наряду с Россией объектом критики окажутся евроскептики, которых РФ якобы поддерживает. Эти набирающие силу, а в отдельных странах уже пришедшие к власти партии, в основном консервативного толка, выступают за реформирование Евросоюза и могут составить серьезную конкуренцию политикам, ныне заседающим в кабинетах и аудиториях Страсбурга и Брюсселя. Чтобы отбить натиск новичков, лозунг о "наймитах", состоящих на службе у "внешнего врага", будет очень кстати.
Продолжатся и атаки на "Северный поток - 2", прежде всего со стороны Польши и стран Балтии, которые честно отрабатывают задачу, поставленную перед ними Соединенными Штатами, пытающими заместить на европейском рынке российское трубопроводное топливо своим сжиженными природным газом. К слову, эти атаки могут стать даже более активными и массированными, если Конгресс США одобрит выделение $500 млн, которые администрация Дональда Трампа запросила на "сдерживание злонамеренного влияния России" в Европе. Проще говоря, на подкуп тех самых евродепутатов и чиновников, от которых будет зависеть принятие решений.
Наряду с этим упомянутая в докладе настоятельная необходимость "избирательного взаимодействия" с Россией по целому ряду направлений показывает, что даже русофобски настроенная часть европейского политического истеблишмента вынуждена признавать, что без сотрудничества с Россией - пусть ограниченного, пусть точечного - никак не обойтись. А худой мир, как известно, лучше доброй ссоры. Ну и вообще дождемся результатов майских выборов. Может, после них тон слегка поменяется и наступит время для других резолюций.
Андрей Низамутдинов



