Все новости
Обновлено 

В США опубликовали доклад Мюллера

Расследование спецпрокурора не смогло установить, имело ли место создание препятствий правосудию со стороны Дональда Трампа
Описание
© AP Photo/Jon Elswick

ТАСС, 18 апреля. Минюст США опубликовал доклад спецпрокурора Роберта Мюллера об итогах расследования инкриминируемого России вмешательства в американский избирательный процесс в 2016 году. Документ размещен на сайте ведомства.

В нем говорится, что правительство РФ начало устанавливать контакты с новой администрацией США сразу после победы Трампа на выборах.

"Сразу же после выборов 8 ноября [2016 года] официальные лица российского правительства и видные российские бизнесмены начали попытки завязать контакты внутри будущей администрации. Эти усилия поощрялись на самых высоких уровнях в правительстве России", - утверждается в документе. "Посольство России установило контакт через несколько часов после выборов, чтобы поздравить избранного президента и организовать телефонный разговор с президентом [РФ Владимиром] Путиным. Несколько российских бизнесменов после этого продолжили такие усилия", - говорится в документе, из которого была исключена конфиденциальная информация.

Контакты Флинна c Москвой

Также отмечается, что экс-помощник Трампа по нацбезопасности Майкл Флинн просил Москву не отвечать на решение администрации Барака Обамы выдворить дипломатов РФ из США.

"29 декабря 2016 года администрация Обамы объявила о введении санкций и других мер в отношении нескольких россиян и организаций, - говорится в докладе. - В этот же день несколько членов переходной команды Трампа обменялись посланиями по электронной почте по вопросу о санкциях и о последствиях, которые они будут иметь для будущей администрации, а Флинн уведомил членов переходной команды о том, что он будет беседовать с послом России позднее в этот же день".

Как следует из доклада, Кэтлин Макфарланд, выдвинутая на пост заместителя помощника президента Трампа по национальной безопасности и находившаяся в тот момент во Флориде вместе с избранным президентом Трампом и его высокопоставленными советниками, проинформировала Флинна о том, что "сотрудники будущей администрации не хотели бы, чтобы Россия обостряла ситуацию". Во второй половине дня Макфарланд направила по электронной почте послание нескольким сотрудниками относительно того, что Флинн "проведет беседу с российским послом", а час спустя проинформировала Трампа и его советников "о санкциях и о возможных ответных мерах России".

"Сразу после обсуждения вопроса о санкциях с Макфарланд 29 декабря 2016 года Флинн позвонил Кисляку и обратился с просьбой о том, чтобы Россия реагировала на санкции только зеркально, не обостряя ситуации, - указывается в докладе. - После телефонного разговора Флинн проинформировал Макфарланд о его содержании и сообщил, что ответ России на санкции не приведет к эскалации ситуации, поскольку Россия хотела бы хороших отношений с администрацией Трампа". 3 января 2017 года, как указывается в докладе, Флинн встречался с Трампом и "ему казалось, что они обсуждали вопрос о санкциях в отношении России, но у него не сохранилось конкретных воспоминание о том, сообщал ли он Трампу о сути своего разговора с Кисляком".

"На следующий день президент [РФ Владимир] Путин объявил о том, что Россия пока не будет принимать ответных мер на санкции", - отмечается в докладе. "На следующий день, 31 декабря 2016 года, Кисляк позвонил Флинну и сказал ему, что просьба была получена на самом высоком уровне, и Россия решила не принимать ответных мер после обращения Флинна", - утверждает Мюллер.

Также экс-помощник Трампа пытался в общении с послом РФ в США Сергеем Кисляком добиться того, чтобы Россия наложила вето на резолюцию 2334 Совета Безопасности ООН по Израилю.

Речь идет о резолюции СБ ООН, требующей от Израиля прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан. "Переходная команда [Трампа] крайне серьезно расценивала голосование и хотела поддержать Израиль, выступив против резолюции. 22 декабря 2016 года члены переходной команды, в том числе сам избранный президент Трамп, связались с представителями иностранных правительств, чтобы понять их отношение к резолюции и собрать поддержку идеи переноса голосования или отмены резолюции", - говорится в документе. Там также подчеркивается, что за связи с российскими властями отвечал непосредственно Флинн.

Согласно распространенным данным, Флинн "проинформировал Кисляка о голосовании и позиции переходной команды по резолюции, а также попросил Россию проголосовать против или выступить за перенос голосования". В итоге голосование было перенесено по инициативе Египта на следующий день. Однако 23 декабря, "когда Флинн снова связался с Кисляком, Кисляк проинформировал Флинна, что если дойдет до голосования по резолюции, Россия не проголосует против". В тот же день за резолюцию проголосовали 4 постоянных члена СБ ООН, включая Россию, а также 10 непостоянных членов Совбеза, США воздержались.

Позже Трамп рассчитывал, что, уволив в феврале 2017 года Майкла Флинна, он сможет положить конец предположениям о контактах его сотрудников с Россией. "Имеющиеся данные указывают на то, что президент увязывал вопрос о расследовании в отношении Флинна с более широким расследованием ФБР в отношении России, - говорится в докладе. - В разговоре с [бывшим губернатором штата Нью-Джерси Крисом] Кристи он выразил уверенность в том, что увольнение Флинна "положит конец всему этому делу о России".

Как подчеркивается в докладе, "увольнение Флинна произошло в то время, когда в печати и в Конгрессе США поднимались вопросы о вмешательстве России в выборы и о том, не были ли участники предвыборной кампании Трампа в сговоре с Россией".

"Многие из свидетелей, дававших показания, вспоминали о том, что президент Трамп рассматривал расследование о роли России в качестве повода для того, чтобы поставить под сомнение законность его избрания на пост президента, - указывается далее в докладе. - Президент пристально следил за тем, как в печати в негативном тоне освещалась ситуация с Флинном и выражал раздражение и негодование, когда появились материалы об обсуждении Флинном в беседах с [послом РФ в США Сергеем] Кисляком вопроса о санкциях".

В документе говорится, что Кисляк в конце 2016 года отказал советнику президента США, зятю Дональда Трампа Джареду Кушнеру в предоставлении защищенных каналов связи посольства.  Речь идет о встрече, которая прошла 30 ноября 2016 года в Trump Tower в Нью-Йорке. На ней, согласно опубликованным Мюллером данным, присутствовали Кушнер, Кисляк, а также экс-помощник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн. "Трое мужчин также обсуждали политику США в отношении Сирии, и Кисляк выдвинул идею, чтобы российские генералы провели для переходной команды [Трампа] брифинг по этой теме, используя защищенную линию связи", утверждается в документе.

"После того, как Флинн объяснил, что в офисах переходной команды нет защищенной линии, Кушнер спросил Кисляка, можно ли использовать защищенное оборудование в российском посольстве. Кисляк мгновенно отверг эту идею", - отмечается в докладе.

Связи с послом РФ

Никаких противозаконных контактов между прежним послом России в Вашингтоне Сергеем Кисляком и окружением кандидата в президенты США Дональда Трампа не было. 

"К примеру, расследование установило, что случаи взаимодействия между российским послом Кисляком и представителями избирательной кампании Трампа как при выступлении этого кандидата [в президенты] в апреле 2016 года в Вашингтоне с внешнеполитической речью, так и на неделе проведения общенационального съезда Республиканской партии [США в Огайо] были краткими, публичными и несущественными", - говорится в докладе. В нем перечисляется и ряд других контактов Кисляка с помощниками Трампа в 2016 году. Однако к выводу о том, что действия участников таких контактов представляли собой нарушение какого бы то ни было американского законодательства, Мюллер не приходит.

"Расследование также не выявило, что встреча Кисляка с [Джеффом] Сешнсом в сентябре 2016 года в офисе последнего в Сенате [Конгресса США] содержала нечто большее, чем упоминание вскользь о президентской избирательной кампании", - отмечается в итоговом отчете Мюллера. Поддерживавший Трампа Сешнс в сентябре 2016 года был сенатором. После победы Трампа на президентских выборах в ноябре 2016 года Сешнс стал министром юстиции, генеральным прокурором США. Этого поста он лишился в ноябре 2018 года.

Помощь штабу Трампа

Согласно докладу, представители России предлагали в преддверии выборов 2016 года помощь штабу Трампа, а также организацию его встречи с президентом России Владимиром Путиным.

"Контакты с Россией включали в себя деловые связи, предложения помощи в ходе кампании, предложения организовать личную встречу между кандидатом Трампом и Путиным, предложения о встречах между представителями предвыборной кампании и представителями российского правительства, а также политическую линию, направленную на нормализацию отношений США и России", - сказано в документе.

При этом окружение Трампа сразу после инаугурации 20 января 2017 года рекомендовало ему не обсуждать тему России с директором ФБР Джеймсом Коми.

Как отмечается в документе, через неделю после инаугурации Дональд Трамп пригласил директора ФБР на обед в Белый дом, и один из советников президента рекомендовал ему "не упоминать о России, что бы ни происходило". В итоге в ходе беседы с Коми президент поднял тему деятельности бывшего агента британских спецслужб Кристофера Стила, составившего "досье", в котором утверждалось, что российские спецслужбы якобы обладают информацией личного и финансового характера, дискредитирующей Трампа. Президент сообщил, что может поручить ФБР "провести проверку обвинений с тем, чтобы доказать их лживость", указывается в докладе. В ответ Коми заявил, что президенту "следует тщательно обдумать" подобный шаг, "поскольку может сложиться впечатление, что ФБР ведет расследование в отношении его самого, что не соответствовало бы действительности".

При этом отмечается, что ни власти России, ни кандидат в президенты США Трамп не были причастны к корректировке платформы американской Республиканской партии в преддверии выборов. 

"Расследование не выявило, что усилия одного из представителей избирательной кампании [Трампа], направленные на выхолащивание той части платформы Республиканской партии, которая касалась оказания содействия Украине, предпринимались с подачи кандидата Трампа или России", - говорится в документе.

Ранее неоднократно звучали предположения о том, что текст предвыборной платформы республиканцев, в том числе затрагивавший вопрос отношений с Украиной, был скорректирован по указанию Трампа. Сведения такого рода распространило, к примеру, в декабре 2017 года Национальное общественное радио США. По его версии, из текста платформы по настоянию Трампа был удален призыв к передаче "смертоносных оборонительных вооружений" Киеву.

Отставка Коми

Увольнение Джеймса Коми с поста директора ФБР в мае 2017 года было связано с тем, что он не проявлял желания публично поддержать Дональда Трампа, и такая позиция создавала помехи для американского лидера в проведении внутренней и внешней политики, в том числе в отношении России. 

"Многие свидетельства указывают на то, что фактором, повлиявшим на решение президента [уволить Джеймса Коми с поста директора ФБР] стало нежелание Коми публично заявить о том, что в отношении президента не ведется расследования, хотя президент неоднократно обращался с просьбой выступить с таким заявлением, - указывается в докладе. - Отказ Коми вызвал гнев у президента".

"Мы также рассмотрели вопрос о том, почему для президента было важно такое заявление Коми, - пишут далее составители доклада. - По некоторым свидетельствам, президент считал, что ошибочные представления о том, что в отношении него ведется расследование, наносило ущерб его возможности проводить внутреннюю и внешнюю политику, в особенности в отношении России".

Президент заявлял Коми о том, что "туча", образовавшаяся вокруг "всего этого дела о России", мешает американскому лидеру управлять страной.

Еще одним мотивом действий президента, указывается в докладе, было "стремление оставить в прошлом расследование ФБР", касающееся предполагаемого вмешательства России в предвыборную кампанию 2016 года.

"Собранные данные не указывают на то, что прекращение полномочий Джеймса Коми было нацелено на то, чтобы скрыть факт сговора между сотрудниками предвыборной кампании Трампа и Россией, - пишут авторы доклада. - Как отмечается в первом томе доклада, собранные в ходе расследования данные не указывают на то, что президент или близкие к нему сотрудники были причастны к приписываемому России взлому компьютеров или что президент иным образом поддерживал незаконные отношения с какими-либо российскими официальными лицами". В то же время, как считают составители доклада, расследование ФБР могло выявить факты, касающиеся хода кампании и самого Трампа, которые "вызвали бы у президента озабоченность по личным или по политическим мотивам".

Бывший директор ФБР Роберт Мюллер с мая 2017 года занимался расследованием якобы имевших место попыток России повлиять на предвыборный процесс в США в 2016 году. 24 марта нынешнего года министр юстиции и генеральный прокурор США Уильям Барр направил руководству профильных комитетов Сената и Палаты представителей Конгресса США основные заключения его расследования.

В четырехстраничном документе говорилось, что спецпрокурор признал отсутствие какого-либо сговора между избирательным штабом президента США Дональда Трампа и властями России.

Письма Клинтон

В документе сказано, что Трамп во время своего выступления в июле 2016 года обратился к России с призывом найти пропавшие электронные письма экс-госсекретаря, а затем попросил о том же своих помощников. "Когда 27 июля 2016 года кандидат Трамп заявил о том, что он надеется, что Россия "найдет 30 тыс. пропавших электронных писем [Клинтон]", Трамп попросил лиц, входящих в его штаб, найти удаленные электронные письма Клинтон", - говорится в докладе.

По данным Мюллера, Майкл Флинн "впоследствии связался со многими людьми, чтобы заполучить эти электронные письма" после того, как республиканец "неоднократно высказывал данную просьбу".

Кроме того, продолжает спецпрокурор, "в течение 2016 года штаб Трампа проявлял интерес" к электронной переписке бывшей первой леди и к "тому, были ли на самом деле уничтожены примерно 30 тыс. электронных писем [с ее личного почтового сервера], как сообщали о том СМИ". Так, говорится в докладе, представители штаба Трампа предпринимали "различные попытки заполучить пропавшие электронные письма Клинтон и другие украденные материалы", которые могли быть использованы в поддержку кампании Трампа. "В ходе расследования не было доказательств того, что штабом Трампа были обнаружены какие-либо подобные электронные письма Клинтон, что эти контакты были частью скоординированных усилий России и штаба Трампа", - говорится в документе.

Ранее глава государства неоднократно выражал негодование в связи с тем, что некоторые американские СМИ до сих пор неверно интерпретируют его обращение к России с призывом найти пропавшие электронные письма Клинтон. Он обвинял СМИ в том, что они склонны вырывать его слова из контекста и преподносить в искаженном виде.

В июле 2016 года во время президентской гонки Трамп во Флориде заявил: "Россия, если ты слышишь: надеюсь, что ты смогла бы найти 30 тыс. пропавших электронных посланий [Клинтон]". Он добавил, что за это РФ, "вероятно, была бы щедро вознаграждена американскими СМИ".

Трамп имел в виду разразившийся в 2015 году "почтовый скандал" вокруг служебной переписки Клинтон, которая в свою бытность главой Госдепартамента использовала в рабочих целях личный электронный почтовый ящик. Она позже передала во внешнеполитическое ведомство всю свою рабочую переписку (55 тыс. писем), а личную (более 30 тыс. писем) удалила, за что была подвергнута жесткой критике. ФБР вело расследование этого дела, но не нашло в нем состава преступления.

Клинтон не раз утверждала, что причиной ее поражения на выборах стал скандал вокруг переписки, а также якобы имевшее место вмешательство РФ в выборы в США на стороне республиканца.

План примирения США и России

Мюллер полагает, что "кампания в социальных сетях и хакерские операции ГРУ совпадали с серией контактов" между представителями избирательного штаба Трампа и "лицами, имевшими связи с российским правительством". По его мнению, "российское правительство исходило из того, что ему пошла бы на пользу победа на президентских выборах Трампа". В связи с этим российские власти действовали, стараясь "обеспечить такой результат". С его точки зрения, окружение Трампа со своей стороны рассчитывало извлечь выгоду "в плане избирательной кампании" от распространения похищенной хакерами у демократов информации.

В качестве примера упомянутых контактов указана встреча главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева и американского предпринимателя и бывшего военнослужащего спецназа ВМС США Эрика Принса на Сейшелах в январе 2017 года. Принс - основатель частной военной кампании Blackwater, впоследствии несколько раз менявшей название, и брат нынешнего министра образования США Бетси Девос.

По версии Мюллера, Дмитриев и друг Джареда Кушнера подготовили некий "короткий письменный план примирения США и России". Произошло это будто бы с ведома Владимира Путина. Это план, как пишет Мюллер, был передан незадолго до инаугурации Трампа Кушнеру. Последний, согласно докладу спецпрокурора, вручил копии плана Стивену Бэннону, занимавшему тогда пост старшего советника Трампа, и Рексу Тиллерсону, который готовился стать госсекретарем США.

Дело о вмешательстве

Назначение спецпрокурора Роберта Мюллера для расследования приписываемого РФ вмешательства в американские выборы вызвало резкую реакцию Трампа, который посчитал это "концом своего президентства". 

"В мае 2017 года, - говорится в докладе, - когда президент Трамп узнал от Джеффа Сешнса, занимавшего в тот момент пост министра юстиции и генерального прокурора о том, что заместитель генерального прокурора Род Розенстайн назначил спецпрокурором Роберта Мюллера, Трамп поник в кресле и сказал : "Боже мой, это ужасно. Это - конец моего президентства. Со мной покончено". "Президент, - указывается далее в докладе. - вернулся к вопросу о последствиях этого назначения и сказал: "Все говорят мне о том, что если назначают одного из этих спецпрокуроров, то это разрушает президентство. Это продолжается годы и годы, а я не могу ничего с этим сделать. Это худшее, что когда-либо со мной происходило".

Как указывается в докладе, панические настроения охватили Трампа в начале марта 2017 года, когда занимавший в то время пост директора ФБР Джеймс Коми на брифинге для руководства комитетов Конгресса США рассказал о проводимом ФБР расследовании утверждений о вмешательстве России в выборы 2016 года. Со ссылкой на показания одной из сотрудниц аппарата Белого дома в докладе указывается, что "президент пребывал в панике", в Белом доме царил хаос", также "потребовалось разложить перед президентом папки со всеми материалами по России".

Через несколько дней после брифинга в Конгрессе по расследованию ФБР сотрудники аппарата Белого дома "обратились к председателю специального сенатского комитета по разведке по вопросу о ходе расследования в отношении России и, как представляется, получили информацию".

После выступления директора ФБР в Конгрессе, отмечается в докладе, "президент неоднократно обращался к представителям разведывательного сообщества с тем, чтобы они публично опровергали какие-либо предположения относительно того, что президент имел какое-либо отношение к попыткам России вмешаться в ход предвыборной кампании".

Давление на расследование

Трамп не был причастен к вмешательству в американский избирательный процесс, но мог пытаться повлиять на ход расследования, опасаясь, что затянувшееся разбирательство поставит под вопрос его собственную легитимность.

"Следствие не нашло свидетельств того, что президент был замешан в преступлении, связанном с вмешательством России в выборы, которое лежит в основе этого расследования. Однако свидетельства говорят о том, что поведение президента может объясняться целым рядом других возможных личных мотивов. Они включают в себя, в частности, беспокойство по поводу того, что продолжающееся расследование поставит под вопрос легитимность выборов, на которых он одержал победу, а также вероятное отсутствие уверенности в том, что некоторые события - например, то, что он был заблаговременно осведомлен о готовящейся публикации WikiLeaks украденных с помощью компьютерного взлома данных, или встреча 9 июня 2016 года между представителями его штаба, занимавшими там высокое положение, и россиянами - могут быть восприняты как уголовное преступление, совершенное президентом, его штабом или членами семьи", - говорится в документе.

Мюллер при этом признает, что особого успеха Трамп в этом отношении не достиг. "Попытки президента повлиять на ход расследования в большинстве своем оказались неудачными, но это произошло в целом по той причине, что люди из окружения президента отказывались выполнять его распоряжения или соглашаться с его просьбами", - отмечает спецпрокурор. По словам Мюллера, действия президента могут быть разделены на два этапа. Сначала он не был осведомлен, что против него ведется расследование, и в связи с этим пытался публично подчеркивать, что не имеет отношения к происходящему. Позднее, когда Трамп узнал, что сам является фигурантом, он начал совершать "публичные нападки на следствие", а также "предпринял ряд целенаправленных попыток контролировать ход расследования".

По словам спецпрокурора, юристы Трампа настаивали на том, что законодательство страны дает президенту полное право "увольнять директора ФБР и прекращать расследования". Так что действия президента, на которые он имеет полномочия в соответствии с конституцией, не могут считаться попытками помешать правосудию. В противном случае была бы ущемлена конституционная роль главы исполнительной власти.

Мюллер выразил несогласие с такой позицией. "Что касается аргументов, отсылающих к положениям конституции, мы признаем, что министерство юстиции и суды не дали окончательной трактовки этих конституционных положений. По этой причине мы проанализировали позицию президента с точки зрения прецедентных решений Верховного суда, касающихся вопроса о разделении властей. Опираясь на эти решения, мы пришли к выводу, что вторая статья конституции [в которой перечислены полномочия президента США] не дает президенту категорического и постоянного иммунитета от потенциальной ответственности за поведение, которое мы расследовали", - говорится в докладе.

"Опираясь на решения Верховного суда при своем анализе, мы пришли к выводу, что Конгресс может законным образом регулировать выполнение президентом его официальных полномочий, запрещая действия, в основе которых лежит коррумпированное намерение воспрепятствовать осуществлению правосудия", - считает спецпрокурор. "Мы пришли к выводу, что Конгресс может законными образом применять нормы законодательства, касающиеся воспрепятствования осуществлению правосудия, к имеющим коррупционный мотив действиям президента, не подрывая его полномочий, перечисленных во второй статье [конституции]", - отмечается в документе.

Мюллер при этом подчеркивает, что не может сделать однозначный вывод о том, мог ли Трамп таким образом чинить препятствия правосудию.

Встреча с Весельницкой

Роберт Мюллер не обнаружил доказательств того, что президент Дональд Трамп заранее знал о встрече своего сына Дональда Трампа - младшего и советника Джареда Кушнера с российским юристом Натальей Весельницкой летом 2016 года в башне Trump Tower в Нью-Йорке. 

"Трамп-младший пригласил [бывшего] руководителя избирательной кампании [Трампа] Пола Манафорта и старшего советника Джареда Кушнера прийти на встречу, они оба присутствовали на ней. Члены избирательной кампании обсуждали эту встречу до ее проведения, а, как вспоминал [бывший юрист Трампа] Майкл Коэн, Трамп-младший мог рассказать кандидату [в президенты США] Трампу о предстоящей встрече и о том, что на ней можно будет получить отрицательную информацию о Клинтон [кандидате демократов в президенты США Хиллари Клинтон]. При этом встреча не связывалась с Россией", - говорится в докладе.

"Согласно письменным ответам президента Трампа, он не помнит, чтобы в то время он знал о встрече. Офис [аппарат спецпрокурора] не обнаружил документов, подтверждающих, что его [Трампа] поставили в известность об этой встрече и ее связи с Россией до того, как она состоялась", - говорится в докладе.

Представители Трампа во время принятия дел у администрации Обамы в начале 2017 года не предпринимали попыток повторно встретиться с Весельницкой и не давали ей обещаний отменить "закон Магнитского". "После выборов [в США 2016 года] Весельницкая предпринимала дополнительные попытки продолжить встречу [летом 2016 года в башне Trump Tower в Нью-Йорке], однако переходная команда Трампа не занялась этим", - сообщается в расследовании.

Переговоры с WikiLeaks

Во время предвыборной кампании США Трамп - младший контактировал с представителями WikiLeaks.

"Дональд Трамп - младший напрямую контактировал при помощи электронных средств связи с WikiLeaks во время избирательной кампании [2016 года]", - отмечается в документе.

В подтверждение своих слов Мюллер приводит публичную переписку сына республиканца и представителей WikiLeaks в Twitter от 20 сентября, 3 и 12 октября. Как указано в документе, они обсуждали появление сайта, который писал о связи Трампа и российского лидера Владимира Путина.

Кроме того, по словам спецпрокурора, WikiLeaks просил Трампа - младшего распространить ссылку на материал, в котором утверждалось, что тогдашний кандидат в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон выступала за использование беспилотного летательного аппарата для нападения на основателя организации Джулиана Ассанжа. Сын нынешнего президента ответил, что "уже сделал это".

WikiLeaks также поблагодарил Трампа и его сына за то, что те публично обсуждали опубликованную порталом электронную переписку демократов.

В 2016 году портал распространил переписку Национального комитета Демократической партии (НКДП) США, компьютерную сеть которого взломали ранее хакеры.

Отмечается, что во время избирательной компании старший сын американского лидера также напрямую контактировал при помощи электронных средств связи с представителями портала WikiLeaks.

Роль Манафорта

Пол Манафорт, который в течение нескольких месяцев являлся руководителем предвыборного штаба Трампа, заработал десятки миллионов долларов, выполняя поручения российского бизнесмена Олега Дерипаски и брал у него в кредит миллионы долларов. 

"Компания Манафорта заработала десятки миллионов долларов, работая на Дерипаску, и брала ссуды на миллионы долларов также у Дерипаски", - говорится в докладе. В нем упоминается алюминиевый бизнес предпринимателя и содержится ссылка на некую справочную записку с перечислением поручений, которые Манафорт выполнял c 2005 года. Речь идет в том числе о сборе информации о положении в бывших республиках СССР для доведения до сведения Москвы. Мюллер ссылается на делового партнера экс-главы предвыборного штаба Трампа Ричарда Гейтса, который, давая показания, назвал работу Манафорта на Дерипаску "страховкой от политических рисков": содействие назначению дружественных лиц на официальные посты в странах, где присутствовали предприятия российского бизнесмена.

В докладе также упоминается, что эти деловые контакты сохранялись с 2005 по 2009 годы. Дерипаска в 2007 году через свои структуры вложил деньги в фонд Pericles, основанный Манафортом для инвестиций в Восточной Европе. Фонд потерпел крах, последствия чего легли на плечи его единственного инвестора - российского предпринимателя, пояснил Мюллер. В докладе также содержатся уже публиковавшиеся в американской печати сведения о том, что Манафорт через Дерипаску познакомился с украинским бизнесменом Ринатом Ахметовым и по его поручению налаживал работу с украинской Партией регионов перед избранием Виктора Януковича президентом Украины.

Олег Дерипаска в интервью телеканалу CNBC в марте заявил, что с 2011 года не поддерживал никаких деловых контактов с Полом Манафортом. Предприниматель отметил, что единственная причина, по которой он мог бы интересоваться Манафортом, состояла в том, что тот задолжал крупные средства его компаниям. Дерипаска отметил, что, по его мнению, после 2011 года "Манафорт был в полной мере сосредоточен на Украине, на украинских клиентах". На вопрос журналиста о том, пытался ли Манафорт расплатиться путем оказания неких "политических услуг", предприниматель ответил: "Ничего подобного, это абсурд".

Позже Манафорт признал, что получил в подарок от Виктора Януковича банку черной икры стоимостью несколько десятков тысяч долларов и в 2016 году обсуждал в Нью-Йорке идею создания автономной республики в Донбассе во главе с бывшим президентом Украины. 

Согласно докладу, встреча Манафорта и фигуранта расследования спецпрокурора США Константина Килимника состоялась 2 августа 2016 года. "Первым делом Манафорт и Килимник обсудили план урегулирования текущих политических проблем на Украине путем образования автономной республики в наиболее индустриально развитом регионе Донбасс и избрания главой такой республики Януковича, смещенного с поста президента Украины в 2014 году. Такой план, как позднее признал Манафорт, представлял собой "черный ход", позволявший России контролировать восток Украины", - говорится в докладе.

По версии Мюллера, Манафорт первоначально дал показания о том, что счел такой план безумием и прервал собеседника на полуслове, опасаясь, что тот попросит убедить Трампа поддержать такую идею, а также с этой же целью задействовать связи в Европе и на Украине. Позднее экс-глава предвыборного штаба республиканца скорректировал показания и признал, что Килимник в переписке по электронной почте поднимал идею автономизации Донбасса 8 декабря 2016 года, а также на встречах в январе и феврале 2017 года.

В докладе также упоминается, как Янукович отблагодарил Манафорта за содействие победе на выборах президента Украины в 2010 году. "Он [Манафорт] объяснил, что в 2010 году он и Янукович устроили ланч, чтобы отпраздновать недавние президентские выборы. Янукович преподнес Манафорту большую банку черной икры стоимостью от $30 тыс. до $40 тыс.".

"Обещание Путину" Петра Авена

В докладе говорится, что совладелец российского "Альфа-банка" Петр Авен дал показания аппарату Мюллера о том, что в конце 2016 года он обещал Владимиру Путину попытаться установить канал связи с новой администрацией Трампа.

Согласно докладу, банкир изложил подчиненным Мюллера содержание своей беседы наедине с президентом РФ в четвертом квартале 2016 года. "Авен сказал Путину, что предпримет шаги для защиты себя и акционеров "Альфа-банка" от потенциальных санкций [США], а одним из таких шагов будет попытка связаться с новой администрацией для выделения канала связи. Авен описал реакцию Путина, который скептически отозвался о шансах Авена на успех", - говорится в докладе.

По версии спецпрокурора США, российский банкир отрицал, будто получал соответствующее прямое указание президента РФ, однако воспринял поднятые главой государства в разговоре проблемы как "негласное указание к действию". Как утверждается в докладе, Авен рассказал подчиненным Мюллера, что входит в число приблизительно 50 представителей крупного бизнеса России, на регулярной основе приглашаемых на аудиенцию с главой российского государства. Таким встречам обычно предшествует беседа с главой администрации президента РФ Антоном Вайно.

Авен в числе других представителей крупного бизнеса и чиновников РФ вошли в "кремлевский список" Минфина США, опубликованный в январе прошлого года. Обнародование соответствующего доклада стало частью процесса исполнения закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA). Этот документ, подписанный президентом США Дональдом Трампом 2 августа 2017 года, предусматривает ужесточение санкций в отношении России, Ирана и КНДР.

Трамп летом прошлого года одобрил предложение Минфина о создании механизма по ограничению и контролю над зарубежными инвестициями с целью воспрепятствовать краже важнейших американских технологий. Инициатива направлена на тщательное рассмотрение сомнительных иностранных инвестиций и призвана усиливать существующие механизмы по контролю над инвестициями в США. Механизм, формировавшийся на основе Комитета по иностранным инвестициям США, дает президенту Трампу полномочия "заблокировать по итогам тщательной проверки транзакции, которые представляют угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов".

Поездка Трампа в Москву

В докладе утверждается, что Трамп был готов отправиться в Москву во время своей избирательной кампании 2016 года с целью обсудить проект строительства небоскреба Trump Tower в российской столице. 

Бывший юрист республиканца Майкл Коэн, отмечается в документе, рассказал спецпрокурору, что у Трампа была возможность поехать в Россию в конце 2015 года и весной 2016 года. "По словам Коэна, Трамп выразил готовность совершить поездку [в Москву], если это окажет проекту [Trump Tower] существенную помощь, - говорится в докладе. - Однажды Трамп попросил Коэна поговорить с тогдашним руководителем своего избирательного штаба Кори Левандовски, чтобы [для этой цели] скоординировать рабочий график кандидата [в президенты США от Республиканской партии]".

Затем Левандовски "предложил еще раз поговорить, когда у Коэна будут точные сроки, и все проанализировать". При этом экс-юрист президента указал, что поездка Трампа в Москву до съезда Республиканской партии (состоялся в июле 2016 года - прим. ТАСС), на котором его выдвинули кандидатом на пост президента, "невозможна, учитывая существовавшие на тот момент обязательства" бизнесмена.

В докладе также говорится, что Трамп отклонил приглашение посетить Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) в июне 2016 года, куда чуть не отправился Коэн. В конце декабря 2015 года, утверждает спецпрокурор, друг дочери республиканца Иванки Трамп "из индустрии моды" прислал приглашение от имени тогдашнего заместителя председателя правительства РФ Сергея Приходько. В приложении к докладу приводятся слова Трампа, который не помнит, что обсуждал данные поездки. Он заявил, что не был воодушевлен этой идеей.

В документе говорится о доходах, которые Трамп собирался получить от проекта строительства небоскреба в Москве. Компания республиканца Trump Organization "заработала бы серьезные суммы", не принимая на себя при этом "значительных обязательств или финансовых обязательств". Так, компания получила бы "поощрительное вознаграждение в размере 20% от коммерческой прибыли", а также "авансовый сбор" в размере $4 млн еще до начала строительства в случае утверждения проекта.

Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Коэн не упоминал в своих письмах в Кремль о том, что Трамп в курсе проекта строительства небоскреба в Москве и следит за обсуждением этой сделки. "В переписке речь шла о том, что [у авторов] не получается осуществить этот проект, поэтому они и пытались найти помощь, но обращались не по адресу", - пояснил пресс-секретарь. Представитель российского президента тогда же подчеркнул, что письма пришли на находящийся в открытом доступе адрес электронной почты, и их авторам порекомендовали обратиться к представителям строительного бизнеса РФ или принять участие в ПМЭФ, чтобы найти инвесторов. По словам Пескова, этими несколькими запросами общение между представителями Трампа и Кремля и ограничилось.

Проект строительства небоскреба Trump Tower в Москве так и не был реализован, однако, как ранее подтвердил Песков, в администрацию Кремля поступали обращения от Коэна с просьбой о содействии. Вопрос о строительстве небоскреба в Москве имеет важность для американской аудитории, поскольку при его обсуждении противники Трампа пытаются уличить его в обмане и связях с Россией.