26 апреля 2019, 15:08,
обновлено 26 апреля 2019, 20:59
Дело Марии Бутиной

Суд приговорил Бутину к 18 месяцам тюрьмы

Мария Бутина. Антон Новодережкин/ ТАСC
Мария Бутина

Судья Таня Чаткэн не стала следовать рекомендациям защиты россиянки, которая настаивала на сроке заключения, равному уже отбытому ею под стражей

ВАШИНГТОН, 26 апреля. /ТАСС/. Суд в Вашингтоне приговорил в пятницу арестованную в США россиянку Марию Бутину к 18 месяцам лишения свободы, передает корреспондент ТАСС из зала суда.

"Я считаю, что Бутина должна быть приговорена к 18 месяцам тюремного заключения", - отметила председательствующая на этом процессе судья Таня Чаткэн. 

Таким образом, она не стала следовать рекомендациям защиты находящейся в заключении уже девять месяцев Бутиной, которая настаивала на сроке заключения, равному уже отбытому ею под стражей, и удовлетворила просьбу прокуратуры, которая требовала приговорить россиянку к полутора годам лишения свободы.

При этом судья удовлетворила ходатайство обвинения о депортации россиянки на родину сразу после того, как она отбудет этот срок заключения. "Я удовлетворяю ходатайство обвинения о депортации [Бутиной] в связи с тем, что она сотрудничала со следствием", - отметила судья.

Позиция защиты

Адвокат Бутиной Роберт Дрисколл в беседе с журналистами выразил надежду, что осужденная россиянка может выйти на свободу в ноябре.

"Мы рассчитываем, что Мария вернется в Россию, будем надеяться, в какой-то момент осенью. Возможно, в ноябре", - отметил юрист.

Он также подчеркнул, что защита изучит возможность подачи апелляции, но не возлагает на это больших надежд. В связи с заключенной в декабре Бутиной сделкой со следствием "право подачи апелляции ограничено", отметил юрист. "Мы обсудим с ней это право, но я не питаю больших надежд", - пояснил он.

"Мы решительно не согласны с приговором суда", - подчеркнул Дрисколл, при этом отметив, что Бутина "признала себя виновной в данном деле и, следовательно, принимает приговор".

"Мне ужасно жаль семью Марии <...> Жаль, что нам не удалось сделать большего, чтобы добиться ее освобождения быстрее <...> На мой взгляд, дополнительные девять месяцев в тюрьме не нужны ни в плане наказания, ни в плане раскаяния", - добавил адвокат.

Вопрос об оплате его услуг, за которые семье Бутиной выставлен крупный счет, Дрисколл отмел. "В настоящий момент это волнует меня меньше всего. Ее друзья над этим работают, но меня это не тревожит", - пояснил юрист.

Дрисколл добавил, что дело россиянки наглядно демонстрирует, что системе регистрации иностранных агентов в США требуется реформа. "Ясно, что в ней назрела реформа", - подчеркнул Дрисколл, говоря о сложившейся в США системе регистрации иностранных агентов.

"Мне кажется, это дело представляет собой печальный результат. Думаю, наше правительство и наши образовательные учреждения должны внимательно изучить теорию стороны обвинения в данном деле, которая, на мой взгляд, была применена чрезвычайно широко к очень большому числу людей", - сказал юрист.

"Если принимать во внимание серьезно и буквально позицию правительства [США] в этом деле, применять ее к другим обстоятельствам, то мы окажемся в действительно достаточно опасной ситуации. Причем, относящейся не только к иностранцам здесь [в США], но и американцам за границей, занимающимся схожей деятельностью", - предупредил Дрисколл.

Спецслужбы США возбудили уголовное дело против  Бутиной главным образом из-за того, что она является гражданкой России, считает Дрисколл.

У юриста поинтересовались, согласен ли он с точкой зрения тех, кто называет Бутину политическим заключенным. "Не уверен, что пошел бы так далеко. Думаю, у нас в стране действует в целом хороший [юридический] процесс. Я не считаю, что она находится в тюрьме только из-за политики. Однако любой, кто думает, что в этой ситуации мог бы оказаться и не россиянин, занимается самообманом", - заявил адвокат.

По его оценке, сторона обвинения пошла на чрезвычайно широкое толкование термина "иностранный агент". "Теория правительства, заключающаяся в том, что вы действуете в качестве агента всякий раз, когда делаете нечто для иностранного должностного лица, представляет собой чрезвычайно широкое толкование. Оно может быть применено не только к таким людям, как Мария, но и другим. Мне кажется, этой [проблемой] следует заняться <...> С моей точки зрения, нашей стране следует рассмотреть этот [вопрос]", - заявил адвокат.

"Полагаю, - отметил он, - что любому иностранцу, находящемуся в США, следует с чрезвычайной обеспокоенностью относиться к позиции правительства в этом деле, и тому, какие действия оно предприняло". "У нас странная ситуация, при которой Марию нельзя было предать суду по административным обвинениям в нарушении Закона о регистрации иностранных агентов,... поскольку она не была осведомлена о нем. Из-за ее незнания ей были предъявлены обвинения в совершении более серьезного преступления", - убежден специалист.

Расследование Мюллера

Далее Дрисколл в очередной раз подтвердил, что дело Бутиной никоим образом не связано с расследованием якобы имевшего место вмешательства в ход американских выборов в 2016 году, которое проводил спецпрокурор Роберт Мюллер. В связи с этим он указал на фактическое воздействие раздуваемого в США уже несколько лет скандала вокруг прошлых президентских выборов на судью Таню Чаткэн, под председательством которой шел процесс над Бутиной.

На прямой вопрос, повлияло ли расследование Мюллера на дело россиянки, Дрисколл ответил: "Не должно было. Она [Бутина] не имела ничего общего с расследованием Мюллера. Команда Мюллера знала о деле Марии, провела с нею собеседование <...> Она [Бутина], безусловно, нигде не фигурирует в докладе Мюллера".

"Я нахожу любопытным то, что судья упомянула о ее [Бутиной] деятельности в увязке с [приписываемым России] вмешательством в выборы [в США в 2016 году]. Если бы она была причастна к чему-то подобному, то, думаю, спецпрокурор Мюллер упомянул бы это на своих 400 с лишним страницах [итогового доклада] <...> Однако он этого не упоминает", - заявил юрист.

Реакция семьи

Родные россиянки надеялись на оправдательный приговор и ее возвращение в Россию. Об этом ТАСС сообщил отец девушки Валерий Бутин.

"Мы надеялись на возвращение дочери <...> Будем надеяться на то, что она будет отбывать срок в более комфортных условиях, чем ранее были условия содержания", - сказал Бутин.

Он уточнил, что сейчас нет возможности вылететь на встречу с дочерью.

Сестра Марина в разговоре с ТАСС также сообщила, что надеялась на возвращение Марии домой. "Да, именно так", - сказала она, отвечая на соответствующий вопрос.

В новость были внесены изменения (23:59 мск) - добавлена информация по тексту