Кандидат демократов на выборах президента США пока неизвестен, его имя будет определено по итогам праймериз и названо на национальном съезде партии, который состоится в середине июля следующего года. Однако нынешний глава государства республиканец Дональд Трамп, похоже, уже знает, с кем ему придется помериться силами в ноябре 2020-го. Из длинного списка претендентов он выбрал лишь одного — бывшего вице-президента Джозефа Байдена, сделав его объектом своих публичных нападок и язвительных замечаний в Twitter. Байден принял этот вызов, хотя и оговорился, что постарается не втягиваться в заочную перепалку с нынешним хозяином Белого дома. Как бы то ни было, между участниками предвыборного марафона уже развернулась столь ожесточенная борьба, словно они находятся не в начале дистанции, а приближаются к финишу.
Говорят, что Трамп боится Байдена и поэтому пытается как можно раньше вылить на него побольше грязи. "Совершенно ясно, что Трамп преследует Байдена, поскольку видит в нем самую серьезную угрозу, — считает политтехнолог республиканцев Элис Стюарт. — А для Байдена более выгодной ситуации быть просто не может". По сведениям телекомпании CNN, помощники предупредили президента, что такими действиями он только навредит самому себе, поскольку привлечет лишнее внимание к своему противнику и обеспечит ему дополнительную рекламу. Но Трамп, как известно, далеко не всегда прислушивается к советам, да и вообще не ищет в жизни легких путей.
Вот и во время недавнего визита в Японию он решил порассуждать не о международных делах, а об умственных способностях своего демократического оппонента. Причем сделал это в нарушение давнего правила, предписывающего не выносить сор из внутриполитической избы. "Межпартийная борьба заканчивается там, где проходит граница", — говорят американцы. А Трамп, находясь в Токио, заявил, что согласен с мнением лидера КНДР Ким Чен Ына о "низких интеллектуальных способностях Джо Байдена". За пару дней до этого Пхеньян спустил на бывшего вице-президента США всех собак за то, что тот подверг критике политику северокорейского руководства, а заодно и администрации Трампа.
"Подобные высказывания недостойны президента", — заявила помощник Байдена Кейт Бедингфилд, добавив, что нельзя, находясь за рубежом, да еще в национальный праздник США — День поминовения, говорить такие вещи о своем соотечественнике, тем более о бывшем вице-президенте, поддерживая при этом мнение "безжалостного диктатора".
Комментарии вызвали возмущение и в ведущих американских СМИ. "Демократы имеют полное право сказать, что Трамп ставит свои личные интересы выше государственных", — заявил в эфире CNN старший редактор журнала The Atlantic Рон Браунстайн. "И вообще, кто должен определять, у кого высокий коэффициент интеллекта, а у кого нет, — Ким Чен Ын с Трампом, что ли?" — поинтересовался его коллега Мехди Хасан из интернет-издания Intercept, которое в 2014 году первым рассказало о документах, собранных подрядчиком Агентства национальной безопасности США Эдвардом Сноуденом.
Трамп накинулся на Байдена, как только тот объявил, что будет бороться за кресло в Белом доме. И придумал своему оппоненту прозвище — Сонный Джо, напомнив, как однажды Байден задремал во время важного выступления президента Барака Обамы. Тактика не слишком изысканная, но проверенная. Трамп уже использовал ее в ходе прошлой предвыборной кампании, награждая своих противников — как демократов, так и республиканцев, — достаточно обидными эпитетами. Жуликоватая Хиллари Клинтон, Вялый Джеб Буш, Маленький Марко Рубио — к некоторым из них эти прозвища приклеились достаточно прочно и сопровождают их до сих пор.
Кроме того, Трамп уже успел попенять Байдену за то, что тот был причастен к разработке Закона о борьбе с преступностью от 1994 года, который, по мнению правозащитников, носил дискриминационный характер по отношению к афроамериканцам, а также призвать к расследованию его связей с властями Китая. В американских СМИ появлялись сообщения о том, что несколько лет назад компания младшего сына Байдена — Хантера — заключила с государственным коммерческим Bank of China инвестиционное соглашение чуть ли не на миллиард долларов.
Однако еще большая угроза для него может исходить с Украины, где продолжает свою работу частная газовая компания Burisma Holdings, принадлежащая экс-министру экологии Николаю Злочевскому. В состав ее совета директоров с апреля 2014 года входил сын Байдена, получавший там, по некоторым данным, по $50 тыс. в месяц. Сейчас он утверждает, что его отец, курировавший в администрации Обамы оказание помощи Украине, не имел к этому никакого отношения, а сам Байден-старший клянется, что на встречах с президентом Петром Порошенко ни разу не произносил ни имени своего сына, ни названия Burisma.
Так ли это, пытаются сейчас выяснить американские СМИ, заинтересовавшиеся бизнесом Байдена-младшего в бывшей советской республике. Вполне понятный интерес к этой теме возник и у администрации Трампа — личный юрисконсульт президента, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани уже наводил в Киеве справки по этому поводу. Недавно Хантер Байден покинул свой пост в Burisma по истечении пятилетнего контракта, заявив, что делает это в условиях, когда "его квалификация и работа подвергаются нападкам со стороны Руди Джулиани и его приспешников, преследующих очевидные политические цели".
Расследования в отношении Злочевского и его компании по подозрению в финансовых махинациях и отмывании денег уже неоднократно начинались, а затем прекращались прокуратурой Украины. Будут ли они продолжены, зависит от нового президента республики Владимира Зеленского, обещавшего своим избирателям вести борьбу с коррупцией. Не исключено, что просьба на этот счет поступит и из Вашингтона, а вот будут ли новые украинские власти торопиться с ее выполнением, сказать трудно. Так что поиски ответа на вопрос, бросает ли на Байдена какую-то тень пребывание его сына в компании Burisma, могут затянуться.
Без ложной скромности
Сейчас споры между Трампом и Байденом касаются в основном их личных качеств, а также вопросов внешней политики. Кстати, сам Байден еще полгода назад без ложной скромности заявил, что лучшего кандидата, чем он, в Америке не найти. "Думаю, что я наиболее подходящий человек для того, чтобы быть президентом, — сказал он, выступая перед студентами Университета штата Монтана. — Проблемы, которые сейчас стоят перед нашей страной, — это проблемы, над которыми я работал в течение всей моей жизни: сложное положение среднего класса и внешняя политика". По поводу Трампа Байден говорит, что "некоторые его слова и поступки поражают", а сам он — "просто насмешка" над президентом.
Тем временем Трамп явно пытается показать, что его нынешний оппонент — типичный представитель вашингтонского политического истеблишмента и продукт той же коррумпированной политической культуры, что и его соперница на прошлых выборах — экс-госсекретарь Хиллари Клинтон. "Джо Байден допускал ошибки при решении едва ли не каждой внешнеполитической проблемы за последние четыре десятилетия — от войны в Ираке и до перезагрузки отношений с Россией", — заявил Тим Мюрто, директор по коммуникациям в предвыборной кампании Трампа.
На посту вице-президента, а до этого — председателя сенатского комитета по иностранным делам Байдену действительно приходилось заниматься чуть ли не всеми проблемами внешней политики. В целом его взгляды в области международных отношений типичны для демократа-центриста. С одной стороны, поддерживал бомбардировки Югославии и голосовал за войну в Ираке, с другой — критиковал администрацию Джорджа Буша — младшего за выход из Договора по ПРО от 1972 года. Сейчас критикует Трампа за отказ от ядерной сделки с Ираном, заключенной администрацией Обамы.
Для России он всегда был "и не друг, и не враг". В свое время Байден затягивал отмену приснопамятной поправки Джексона — Вэника, чтобы использовать ее как инструмент давления на Москву, и мешал вступлению РФ в ВТО, требуя от нее ввоза куриных окорочков (в штате Делавэр, который он целых 36 лет — с 1973 по 2009 год — представлял в Сенате, есть крупные предприятия по переработке мяса птицы). Впрочем, рассчитывать сейчас на хорошее отношение к России со стороны кого-либо из представителей Демократической партии было бы наивно — все они по-прежнему убеждены, что в 2016 году вмешательство Кремля в американские выборы не позволило Хиллари Клинтон победить Трампа.
Что касается нападок со стороны Трампа, то они действительно могут оказаться выгодными для Байдена, поскольку помогают ему позиционировать себя в качестве самого сильного противника республиканца, вокруг которого должны объединиться и на которого должны сделать ставку все демократы. Это уже сейчас позволяет ему привлекать в свой предвыборный фонд дополнительные средства — как рядовых избирателей, так и крупных спонсоров. О его возможностях свидетельствует хотя бы тот факт, что за первые сутки после вступления в президентскую гонку он собрал $6,3 млн. Деньги прислали 97 тыс. человек из всех 50 штатов. Успехи других претендентов были скромнее.
"Друзья, вы заставили Дональда Трампа трястись от страха. Почему? Все просто: он боится проиграть", — гласило послание из штаба Байдена с просьбой скинуться на его кампанию. Принимаются пожертвования от $5 до $250 — кто сколько сможет.
"Все в предвыборной гонке теперь вращается вокруг Джо Байдена", — считает демократический политтехнолог Джо Триппи, не связанный с окружением бывшего вице-президента.
Придется идти налево
Помимо Байдена борьбу за выдвижение официальным кандидатом Демократической партии на пост президента США ведут еще 23 человека. Список большой и разнообразный, в нем есть политики на любой вкус — черные и белые, мужчины и женщины, сенаторы и конгрессмены, бизнесмены и губернаторы. Нельзя сказать, что им отведена лишь обидная роль статистов, но все они фигуры иного, не столь крупного масштаба.
Считается, что главную конкуренцию бывшему вице-президенту в ходе праймериз составят сенаторы Берни Сандерс (от штата Вермонт), Элизабет Уоррен (от Массачусетса), Камала Харрис (от Калифорнии), экс-конгрессмен из Техаса Бето О’Рурк, а также мэр городка Саут-Бенд (штат Индиана) Пит Буттиджич, ветеран войны в Афганистане и единственный открытый гомосексуалист в этой разношерстной компании. Согласно последним опросам, Байден опережает по популярности своего ближайшего преследователя Сандерса почти на 20 процентных пунктов.
Социологические исследования показывают его заметное преимущество и над республиканцем. Если бы выборы состоялись сегодня, то отрыв Байдена от Трампа в ходе общенационального голосования составил бы не менее 10 процентных пунктов. Это плохие новости для действующего президента, рейтинг которого устанавливает все новые и новые антирекорды. По данным политологического портала Real Clear Politics, работу Трампа во главе администрации одобряют сейчас около 44% американцев, а не одобряют — более 53%.
Ранее Байден дважды — в 1988 и 2008 годах — участвовал в президентской гонке, но сходил с дистанции на начальном этапе. Сейчас он считает, что у него найдутся силы для того, чтобы не только пройти весь этот путь до конца, но и оказаться первым на финише. При этом он утверждает, что для своих 76 чувствует себя отлично и рассчитывает пробыть в Белом доме не один, а два четырехлетних срока. Кстати, в случае победы в ноябре 2020-го Байден станет самым старым президентом США в истории. К примеру, Трамп занял этот пост в возрасте 70 лет, а Рональд Рейган — в 69.
Казалось бы, имея солидное преимущество над своими соперниками, Байден может не волноваться за исход гонки на этапе праймериз. Однако торопиться с выводами не стоит. Вопрос о том, кого демократы захотят видеть своим кандидатом — представителя традиционной партийной элиты или нового лидера, пока остается открытым. Ответ на него будет получен в ходе первичных выборов и собраний партийных активистов, которые по традиции начнутся со штатов Айова и Нью-Гэмпшир в феврале следующего года.
И если Байдену уже удалось заручиться поддержкой со стороны многих авторитетных сенаторов, конгрессменов, губернаторов, а также крупного бизнеса, то ему еще только предстоит наладить отношения с левым крылом Демократической партии, в том числе нацменьшинствами, молодежью и так называемыми прогрессистами, увлекшимися идеями, близкими к социалистическим. Пока они видят в нем типичного представителя вашингтонского политического истеблишмента и относятся к нему с недоверием.
Наверное, поэтому директор общественной организации "Демократия для Америки", стоящей на позициях прогрессистов, Чарльз Чемберлен предупреждает, что бывшему вице-президенту будет гораздо сложнее вести споры со своими однопартийцами, чем с республиканцем Трампом. "Я давно говорил, что лучшие дни Джо Байдена будут в начале его кампании", — заявил Чемберлен.
Ожидается, что дискуссии между ними развернутся по таким вопросам, как система здравоохранения, кредиты на образование, охрана окружающей среды, минимальная зарплата — то есть о том, что волнует рядовых избирателей в первую очередь. Поговорить на эти темы претенденты-демократы, в лагере которых наблюдается явное перенаселение, смогут уже очень скоро. Первые предвыборные дебаты между ними, которые по традиции будут транслироваться национальными телеканалами, пройдут 26–27 июня в Майами (штат Флорида).
Иван Лебедев