8 июля 2019, 10:40,
обновлено 8 июля 2019, 12:58

ПА ОБСЕ приняла итоговую декларацию, в которую вошли несколько антироссийских положений

Документ содержит тезисы о непризнании Крыма частью России и критику проекта "Северный поток - 2"

ЛЮКСЕМБУРГ, 8 июля. /ТАСС/. Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) в понедельник на заседании в Люксембурге приняла итоговую декларацию, в которую в том числе вошли тезисы о непризнании Крыма частью РФ, призыв к Москве отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, а также критика проекта "Северный поток - 2". В связи с наличием в тексте этих и ряда других антироссийских положений делегация РФ голосовала против принятия документа.

Люксембургская декларация составлена из резолюций, ранее поддержанных комитетами ПА ОБСЕ. В частности, в резолюции комитета по политическим вопросам и безопасности говорится о том, что "мир и устойчивое развитие взаимосвязаны, плачевное положение дел в области глобальной безопасности требует подтверждения со стороны всех государств - участников ОБСЕ приверженности урегулированию конфликтов, контролю над вооружениями, мерам укрепления доверия и безопасности, борьбе с терроризмом и многостороннему подходу".

Вместе с тем в декларации выражается сожаление "по поводу существенного нарушения Российской Федерацией своих обязательств" по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В тексте также отмечается, что осуществление других соглашений, включая Договор по открытому небу, Договор о сокращении обычных вооруженных сил в Европе, а также Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности, "было подорвано в результате несоблюдения" Россией своих обязательств.

Еще в начале сессии делегация РФ выступила категорически против данного положения, заявив, что договор был нарушен именно Вашингтоном.

Крым, Южная Осетия и "Северный поток - 2"

В общую резолюцию комитета ПА ОБСЕ по политическим вопросам и безопасности вошло положение, в котором говорится о необходимости "деоккупации автономной Республики Крым и города Севастополь, выводе российских вооруженных сил с украинской территории" и всеобъемлющем урегулировании конфликта на основе полного выполнения минских договоренностей, причем ряд обязательств якобы не выполняются Москвой. Кроме того, в декларацию вошла предложенная украинской делегацией резолюция о якобы милитаризации Россией Керченского пролива и Черного моря. РФ также обвиняется в необоснованном применении силы при задержании украинских моряков, нарушивших госграницу России 25 ноября 2018 года в районе Керченского пролива.

Российская делегация в ходе заседаний комитетов неоднократно обращала внимание на то, что РФ выступает гарантом минских договоренностей, а не их стороной, а инцидент с украинскими моряками был ни чем иным, как провокацией Киева. "Ложные посылы об аннексии, оккупации [Крыма] и милитаризации ничего не имеют общего с реальной действительностью", - со своей стороны указывал член делегации РФ, депутат Госдумы Николай Рыжак.

В текст декларации был также включен призыв к России отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, а также тезисы о якобы оккупации этих республик. Российские парламентарии в ходе дебатов подчеркивали, что признание этих государств соответствует уставу ООН. Кроме того, население этих территорий до этого подвергалось давлению со стороны властей Грузии, отмечали они.

По предложению делегации США в декларацию был включен пункт, согласно которому ПА ОБСЕ "выражает особую обеспокоенность по поводу проектов "Северный поток - 2" и "Турецкий поток" и их потенциального использования как средств политического и экономического принуждения зависимых от поставок государств-участников". Ассамблея призывает страны - участницы воздержаться от использования ресурсов в качестве "инструмента подчинения или оказания влияния на страны, зависящие от импорта, осуществления поставок или транзита энергоресурсов".

Вопросы безопасности

Всего декларация состоит из 18 резолюций. В одну из них включен призыв к членам ОБСЕ вернуть на родину своих граждан, вступивших в террористическую группировку "Исламское государство" (запрещена в РФ), "привлечь к судебной ответственности, обеспечив справедливое судебное разбирательство".

Кроме того, ассамблея призывает "национальные органы власти использовать существующие базы данных, в том числе базы данных Международной организации уголовной полиции (Интерпол), обеспечить компетентным национальным органам доступ к таким базам данных и регулярное использование ими этих баз" с целью выявления террористов.

При этом ассамблея осуждает "продолжающиеся политически мотивированные злоупотребления со стороны некоторых государств - участников ОБСЕ, в частности Российской Федерации, базами данных и механизмами Интерпола, включая "красные уведомления" и циркуляры, в целях притеснения политических противников, журналистов, представителей гражданского общества и предпринимателей за пределами своих границ". Авторами данного пункта выступили члены Конгресса США.

Россия не признает декларацию

Как заявил после принятия документа член российской делегации, депутат Госдумы Николай Рыжак, Россия не признает люксембургскую декларацию и не считает ее обязательной для выполнения, поскольку она была принята при отсутствии кворума. Комментируя текст декларации, он отметил, что "это все та же антироссийская риторика, ничего абсолютно не меняется", хотя РФ делает встречные шаги. Депутат заметил, что даже вопрос энергетической безопасности в декларации был политизирован.

Глава делегации России, вице-спикер Госдумы Петр Толстой со своей стороны заверил, что РФ не оставит без ответа нарушение ПА ОБСЕ ее же регламентных норм.

Еще одним поводом для критики декларации стало то, что в воскресенье профильный комитет отказался поддержать предложенную РФ резолюцию "О борьбе с ксенофобией, агрессивным национализмом и связанной с ними нетерпимостью", которая в том числе предусматривала призыв стран - участниц ОБСЕ к противодействию героизации членов Waffen-SS. Против нее выступили делегации ряда стран, включая Литву, Украину, Великобританию и США.

Толстой в ответ заявил, что делегаты, выступившие против резолюции, по факту поддерживают неонацизм в Европе.