7 августа 2019, 13:00
Статья
Миграционный кризис в Европе

Затопить Европу мигрантами. Турция угрожает Брюсселю

Анкара может приостановить действие договора 2016 года о приеме высланных беженцев
Spencer Platt/ Getty Images

Когда отношения между Европой и Турцией портятся, в администрации Эрдогана вспоминают про свой главный козырь. В июле два видных чиновника — министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и глава МВД Сулейман Сойлу — дали понять ЕС, что миграционный кризис у его границ может разразиться снова. Анкара готова отказаться от договора о приеме высланных из Евросоюза беженцев, заключенного в 2016 году. Если Турция перестанет сдерживать поток мигрантов, Европе придется решать проблему их размещения самостоятельно. Последствия рискуют оказаться непредсказуемыми. Однако со стороны турок речь может идти и о простой попытке оказать давление на Евросоюз.

Раз так, мы пускаем мигрантов

"Очевидно, Европа оставила нас один на один с этим договором. Дружеские похлопывания по спине ничего не стоят. Если Турция не будет принимать определенных мер, ни одно европейское правительство не продержится и шести месяцев. Если желаете попробовать, попытайтесь", — в июле поднял ставки в разговоре с европейцами Сойлу. Тогда же о приостановке действия договора как о решенном деле заявил Чавушоглу: "Это соглашение должно было вступить в силу одновременно с введением безвизового режима для турецких граждан. Раз этого не случилось, то и мы перестали выполнять свои обязательства". Ранее, в 2017 году, Чавушоглу уже предупреждал европейцев: "Мы имеем право аннулировать сделку. В вопросе о безвизе ЕС просто тратит наше время зря". 

Признаки того, что Анкара стала небрежнее относиться к своим обязанностям по сдерживанию мигрантов, появились еще осенью 2018 года, когда Еврокомиссия зафиксировала рост числа нелегалов, прибывших с турецких берегов. Уже тогда стало известно, что центры по приему переселенцев переполнены. В 2019 году негативная тенденция только укрепилась. По сведениям заместителя министра гражданской защиты Греции Йоргоса Кумутсакоса, в июле 2019-го на эгейском побережье страны незаконно высадилось на 30% мигрантов больше, чем за аналогичный промежуток предыдущего года. 

Несмотря на тревогу греков, в Брюсселе сохраняют хладнокровие. В июле официальная представительница ЕС Наташа Берто заявила, что считает договор о высылке нежелательных мигрантов в Турцию все еще действующим. Чиновница заметила, что выполнение соглашения остается необходимым условием предоставления безвиза. И если турки действительно выйдут из сделки, то послаблений в визовом режиме от Европы не получат.

Разговор на повышенных тонах

Для Эрдогана вопрос о свободном въезде в Евросоюз — удобный повод обвинить Европу в неисполнении своих обязательств. Тем более что, оказав давление в этом вопросе, можно попробовать добиться уступок в чем-то не менее важном. В последние месяцы Турцию интересует геологическая разведка у берегов сепаратистского северного Кипра.  С точки зрения Евросоюза (а признанный ООН Кипр входит в его состав) речь идет о покушении на границы всего блока. Против Анкары уже были приняты первые предупредительные меры

В таких условиях Эрдогану нужен козырь, позволяющий отбивать атаки европейцев. Угроза вновь направить в Европу мигрантов — самый сильный аргумент, который Турция на сегодняшний день может предъявить.

Возможно, именно по этой причине турецкие власти в последние месяцы стали часто вспоминать про сирийских беженцев. "Мы не можем ни поставить заслон мигрантам, ни ожидать скорого наступления мира на Ближнем Востоке. Нужно быть реалистами, а значит — задумываться, какие меры можно принять на длительный срок", — заявил в июле глава МВД Турции Сойлу. 

"Пока странам ЕС не удается договориться между собой о квоте на прием десятков мигрантов, Турция уже разместила на своей территории 4 млн переселенцев, 3,6 млн из которых сирийцы. Как подтверждает ООН, мы потратили $37 млрд только на этих беженцев. Наша страна на первом месте в мире по объемам гуманитарной помощи в соотношении к ВВП", — обратился с неявным упреком к европейцам Эрдоган.

Нужен вам берег турецкий?

Вместе с тем выйти из договора 2016 года о возвращении ненужных ЕС мигрантов еще не значит сразу же спровоцировать кризис. Количество беженцев, принятых Турцией обратно за последние три года, было сравнительно невелико: всего 1884 человека. Гораздо большее значение имела неофициальная позиция турецкого правительства, взявшегося за борьбу с нелегальной миграцией. Успех этой кампании не оставляет сомнений: в 2015 году с турецких берегов в ЕС отправились 860 тыс. нелегалов, за первую половину 2019 года — всего 11 тыс. Таким образом, многое зависит от того, продолжит ли Турция так же слаженно препятствовать иностранцам, желающим незаконно покинуть ее территорию, или нет.

Впрочем, остается неясным, готовы ли сами сирийские беженцы, как в 2015 году, массово отправляться в Европу. За прошедшие четыре года стало ясно, что переселенцев с Ближнего Востока в ЕС не ждут, из-за чего число желающих поставить все на карту и собраться в дорогу заметно снизилось. Преподаватель НИУ ВШЭ востоковед Григорий Лукьянов рассказал ТАСС, что большинство сирийских мигрантов, осевших в Турции, скорее не отважится на нелегальный переезд, поскольку в целом довольны своей судьбой.

"Те, кто хотел и мог уехать в Европу, уже попробовали сделать это раньше. У находящихся в Турции, как правило, нет ни средств, ни воли, чтобы двигаться дальше. Кроме того, у страны, которая их приютила, есть и свои преимущества: в ней сложились хорошие условия для включения сирийцев в местное общество. Социальная и культурная среда в Малой Азии для арабов гораздо более благоприятна, чем в большинстве государств Европы, где уровень ксенофобии достаточно высок. В Турции же сирийские мигранты активно получают паспорта и включаются в местную жизнь, даже политическую: есть случаи, когда они, к примеру, баллотировались в депутаты".

Впрочем, по мнению Лукьянова, считать угрозы Турции направить сирийцев в Европу простым блефом все же не следует. "Анкаре ничего не стоит создать невыносимые условия для какой-то части сирийцев, нескольких сотен тысяч, а затем не препятствовать их выезду. В таком случае в руках у турок, конечно, окажется мощное средство для давления на ЕС".

Призрак 2015 года

При том что повторить кризис четырехлетней давности непросто, даже ослабленное напоминание об этих событиях способно всколыхнуть Европу. Тем более что за прошедшие годы в Старом Свете успели укрепиться крайне правые: в Италии и в Австрии их допустили к формированию коалиционного кабинета министров. На этом фоне возросла чувствительность европейцев к миграционной проблеме. Чтобы напугать Европу, Эрдогану потребуется не так и много.

Турецкий политолог Юсуф Эрим рассказал в разговоре с ТАСС, что Анкара в полной мере осознает те преимущества, которыми обладает. "Идет ли речь о риторических угрозах или нет, ясно одно: Турция становится все более нетерпеливой в отношении Брюсселя и меняет свой курс по отношению к нему. Опросы общественного мнения показывают, что все большее количество турок удручено ситуацией, сложившейся с беженцами. Турция сняла с плеч Европы огромную ношу, но и заплатить за это пришлось немалую цену: $37 млрд, если быть точным. Поэтому Анкара ожидает, что ее вознаградят за проявленную щедрость. Безвиз как раз и стал бы такой наградой. Если Эрдогану удастся его добиться, это будет очень большим достижением для его политики", — резюмирует Эрим.

 Игорь Гашков