9 ноября 2019, 14:33,
обновлено 9 ноября 2019, 16:41
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана

Замглавы МИД Ирана не исключил скорого выхода Тегерана из ядерной сделки

Заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи. EPA/ GUIDO BERGMANN/ POOL
Заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи

Аббас Арагчи в то же время сообщил, что Тегеран намерен защищать Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе дипломатическим путем

МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. Тегеран может выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана (СВПД) в ближайшие месяцы, если США не найдут решения для кризиса вокруг ядерной сделки. Об этом заявил замглавы МИД Ирана Аббас Арагчи в субботу на IV Московской конференции по нераспространению.

"Я думаю, что у нас еще есть около года до [президентских] выборов в США. Но если они не найдут решение по СВПД и по кризису, в котором мы находимся, в ближайшие месяцы, я думаю, мы придем к выходу из СВПД", - сказал он.

При этом Арагчи подчеркнул, что Тегеран будет проводить свою политику вне зависимости от того, кто возглавит Белый дом после следующих президентских выборов в 2020 году. Дипломат также отметил, что Иран доволен проведением регулярных консультаций по ядерной сделке с Россией и Китаем. "Я могу сказать, что если бы не Россия и Китай, то мы бы покинули СВПД, возможно, несколько месяцев назад". - добавил Арагчи.

По мнению замглавы МИД Ирана, Москва и Пекин являются "очень хорошими партнерами" для Тегерана, с которыми исламская республика развивает двусторонние отношения, в том числе в торгово-экономической сфере.

Ядерное оружие

Иранский дипломат сообщил, что Тегеран намерен защищать СВПД дипломатическим путем. 

"Иран начал сокращать свои обязательства по СВПД на основе параграфа 36 этого соглашения, и Иран осуществляет свое право. Целью является защита соглашения, а не его убийство. Поэтому мы даем достаточно времени - два месяца - до каждого следующего этапа, чтобы дипломатическая работа продолжалась. Это наша позиция, мы продолжаем дипломатическую работу", - сказал он.

По словам Арагчи, так как Тегеран выполняет свои постоянные обязательства по СВПД, он никогда, ни при каких обстоятельствах не станет производить ядерное оружие. 

"Иран подтверждает, что никогда, ни при каких условиях не будет производить или приобретать ядерное оружие. Это наше постоянное обязательство в рамках СВПД", - подчеркнул дипломат, отвечая на соответствующий вопрос.

Вместе с тем, по его словам, сейчас в Тегеране ведется активное обсуждение того, как реагировать на политику максимального давления США. "У нас нет другого варианта, как сопротивляться этому. Сейчас мы это делаем, и в этом ощущается единство народа и правительства нашей страны", - отметил Арагчи.

Давление США

Арагчи отметил, что политика давления Соединенных Штатов породила политику решительного противодействие этому в Иране. 

"Сейчас мы столкнулись с политикой максимального давления со стороны США, но она провальная, она не сработала и достигла своих целей. У нас были непростые моменты вначале, но сейчас мы приспособились к этим санкциям и знаем, как жить в их условиях, - сказал он. - Отсутствие нефтяного экспорта дает возможность вырваться из нефтяной зависимости, и это работает. Политика максимального давления объединила наш народ и создала политику максимального противодействия в Иране, так оно и будет дальше".

Арагчи также отметил, что политика Вашингтона в отношении Тегерана по сути представляет собой экономическую войну и в этих условиях необходимо "прекратить огонь" - снять санкции.

"Сначала нужно добиться прекращения огня с обеих сторон и вернуться к изначальным позициям. Мы готовы вернуться к полному исполнению Совместного всеобъемлющего плана действий, США вернуться к положению дел до января 2017 года, снять все санкции и создать благоприятную атмосферу для переговоров о том, как лучшим образом реализовать сделку", - заключил высокопоставленный дипломат.

Будущее сделки

Будущее иранской ядерной сделки оказалось под вопросом после одностороннего выхода из нее США 8 мая 2018 года и введения Вашингтоном санкций в отношении Тегерана в сфере нефтяного экспорта. По версии иранской стороны, остальные участники, прежде всего европейцы, не в полной мере придерживаются своих обязательств в экономической части соглашения, поэтому сделка в ее нынешнем виде не имеет смысла.

В новость были внесены изменения (19:40 мск) - добавлены подробности.