Больше никаких проволочек. На этот раз Лондон действительно хлопнет дверью
Королева Великобритании Елизавета II 23 января подписала билль о выходе своей страны из Евросоюза. Ранее законопроект в трех чтениях одобрила Палата общин парламента, а 22 января он прошел утверждение в Палате лордов.
Более для выхода Королевства из состава ЕС нет юридических препятствий. Обретение британской монархией безоговорочной независимости назначено на 31 января 2020 года.
Напомните, как развивались события вокруг Brexit?
Переговоры между Лондоном и 27 европейскими державами стартовали вскоре после референдума по Brexit в июне 2016 года и продлились больше трех лет. В октябре 2018 года премьер Великобритании Тереза Мэй согласовала с ЕС первый вариант договора о выходе. Однако парламент Соединенного Королевства несколько раз отказался ратифицировать сделку.
Потерпев поражение, Мэй подала в отставку, ее место с июля занял сторонник быстрого разрыва с Евросоюзом Борис Джонсон. В октябре 2019 года он представил свой вариант соглашения и вновь не сошелся во мнениях с депутатами. Они одобрили сделку в первом чтении, но отказались поддержать краткие сроки выхода из ЕС, на которых настаивал премьер. Джонсон добился роспуска парламента. На новых выборах его сторонники одержали убедительную победу: получили 365 депутатских мест из 650. Теперь, опираясь на устойчивое большинство, глава кабинета получил возможность провести в жизнь свое видение отношений между ЕС и Великобританией.
На рубеже декабря 2019 и января 2020 годов состоялись три голосования в Палате общин о выходе из Евросоюза. Сделка, заключенная Джонсоном, уверенно прошла одобрение на каждом из них. 22 января соглашение поддержала верхняя палата парламента, после чего королеве Елизавете II не оставалось ничего другого, как поставить свою подпись под законопроектом, превращавшимся в закон.
На каких условиях договорились Джонсон и ЕС?
После урегулирования большинства второстепенных вопросов споры вокруг Brexit касались в основном будущего Северной Ирландии. Стороны сходились на том, что возвращение сухопутной границы между этим регионом и Республикой Ирландия не устраивает никого. Однако оставаться в едином таможенном пространстве с ЕС Лондон тоже отказывался: это обессмыслило бы Brexit. Борис Джонсон нашел выход из щекотливого положения. Сделка, заключенная им, предполагает установление пунктов таможенного контроля не на границе Великобритании, а в глубине территории: в североирландских портах, куда прибывают товары из центра страны.
Предполагается, что там их поделят на две группы: предназначенные для поставок в соседнюю Республику Ирландия и остальные. Поскольку гарантировать, что товары не пересекут границу, невозможно, те из них, которые имеют экспортный потенциал, пометят как "рискованные" и обяжут платить за них таможенные сборы Евросоюзу. Если же "рискованный" товар до Ирландии так и не доберется, деньги возвратят предпринимателям.
Brexit по Джонсону устраивает далеко не всех: раздаются голоса, что он вносит разделение внутрь Соединенного Королевства. Однако другие варианты договора, по которым часть европейских правил и ограничений продолжила бы действовать и после номинального выхода из ЕС, пользовались еще меньшей популярностью, поскольку сводили на нет изначальную идею — "отделиться" от ЕС.
И все-таки для чего он был нужен, Brexit?
В своей речи перед парламентом 19 декабря Борис Джонсон объявил о начале золотого века для Великобритании. Премьер уверен, что выход из ЕС позволит стране выстроить гораздо более выгодные торговые отношения с главными игроками на мировом рынке, начиная с США. Президент этой страны Дональд Трамп — горячий сторонник Джонсона. С 2017 года Белый дом обещает Великобритании крайне выгодное торговое соглашение. Единственное условие: поскорее выйти из ЕС.
Другая идея, лежащая в основе Brexit, — стремление поставить под контроль массовую миграцию. Основополагающий принцип ЕС — свободное перемещение капиталов и людей. За время пребывания в Евросоюзе в Великобританию прибыли и обосновались там миллионы выходцев из Восточной Европы. Радикальный разрыв с Евросоюзом позволит Лондону ввести в приемлемое русло не поддающийся контролю миграционный поток.
Евросоюз и Британия больше не друзья?
Вряд ли так. Даже после Brexit Соединенное Королевство остается членом НАТО, а кроме того, важнейшим партнером остальных стран Евросоюза. 49% внешнеторгового оборота Великобритании приходится именно на них. Поэтому главная задача Лондона на ближайшие месяцы — заключить привилегированное торговое соглашение с Евросоюзом, которое пришло бы на место прежнего свободного перемещения людей и капиталов внутри ЕС.
По сделке, одобренной Джонсоном, после Brexit Соединенному Королевству предстоит "переходный период", отведенный на поиски нового компромисса, на этот раз торгового. Однако сам премьер настаивает на жестких сроках: переговоры он намеревается завершить до конца 2020 года. В течение этого времени Лондон продолжит отчислять деньги в бюджет ЕС и признавать над собой юрисдикцию Европейского суда в Люксембурге. Однако спустя 12 месяцев снимет с себя и эти обязательства, причем независимо от того, удастся ли договориться. Таким образом, Соединенному Королевству вновь угрожает Brexit без сделки, только в ослабленной форме: Brexit без коммерческой сделки.
Можно ведь и без торгового договора, не так ли?
Абсолютно. Соединенное Королевство и страны ЕС входят в ВТО. По стандартам этой организации они и будут торговать, если не сумеют договориться. Подобный исход весьма вероятен: в Евросоюзе сроки, установленные Джонсоном, называют чрезвычайно сжатыми. С течением времени торговый договор, скорее всего, заключат, но когда это случится, прогнозировать невозможно.