9 марта 2020, 21:32,
обновлено 10 марта 2020, 00:22

США хотят, чтобы ДСНВ охватывал новые и разрабатываемые российские системы

Беспилотный подводный аппарат "Посейдон". Снимок с видео/ Пресс-служба Минобороны РФ/ ТАСС
Беспилотный подводный аппарат "Посейдон"

Речь идет, в частности, об оснащенном ядерной энергоустановкой необитаемом подводном аппарате дальнего хода "Посейдон"

ВАШИНГТОН, 10 марта. /ТАСС/. Соединенные Штаты хотят, чтобы российско-американский Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название - СНВ-3) охватывал новые и разрабатываемые российские системы, в том числе оснащенный ядерной энергоустановкой необитаемый подводный аппарат дальнего хода "Посейдон". Об этом заявил в понедельник на брифинге для журналистов представитель Госдепартамента высокого ранга.

"Мы должны убедиться в том, чтобы охватывалось не только то, что в настоящее время охватывается ДСНВ, но и целый ряд новых российских систем, которые [в данный момент] разрабатываются и не подотчетны ДСНВ. Это такие <...> новые системы, как оснащенный ядерной энергоустановкой, способный нести ядерное оружие подводный необитаемый аппарат "Посейдон", - подчеркнул дипломат. В пример он также привел российские "крылатые ракеты с ядерной боеголовкой и ядерной энергетической установкой ("Буревестник" - здесь и далее прим. ТАСС), баллистическую ракету воздушного базирования (ракетный комплекс "Кинжал")", которые "не охватывает ДСНВ".

"Мы очень надеемся включить их в рамки контроля над вооружениями", - добавил дипломат. "Мы надеемся найти ответ на проблему, которую представляет большой и все более разнообразный спектр российских нестратегических систем. На сегодняшний день их порядка 2 тыс. или около того. Они [россияне] идут по пути увеличения этого нестратегического арсенала", - сказал сотрудник Госдепартамента.

Он в очередной раз повторил, что вашингтонская администрация "находится в процессе оценки возможности продления ДСНВ с учетом целого ряда угроз, с которыми США сталкиваются сегодня, меняющейся обстановки в плане безопасности и подобного рода проблем".

Дипломат напомнил позицию Вашингтона, согласно которой соглашение в сфере "контроля над вооружениями должно отвечать целому ряду угроз, исходящих от нынешнего мира". Новые договоренности, по его словам, "должны выходить за рамки традиционного двустороннего контекста, к которому все привыкли со времен холодной войны". Кроме того, продолжил представитель внешнеполитического ведомства, соглашение должно не только включать "большее количество сторон, чем раньше, особенно Китай", но и "охватывать больше систем, чем в настоящее время охватывает ДСНВ".

Продление нотами

Соединенные Штаты считают, что с правовой точки зрения продление уже заложено в ДСНВ и после соответствующих консультаций должно быть подтверждено обменом дипломатическими нотами. Представителя Госдепа спросили, какой срок в случае успешных консультаций требуется для продления договора.

"С точки зрения Соединенных Штатов, как мы это понимаем, в правовом смысле продление заложено в сам текст договора, по которому уже проводились консультации, [он] был согласован и ратифицирован. Поэтому, с нашей точки зрения, я считаю, речь идет не о чем ином, как об обмене дипломатическими нотами", - ответил дипломат.

Он добавил, что "еще есть время" на проработку всех необходимых вопросов. В качестве "альтернативной возможности" сотрудник Госдепартамента указал на возможность продления договора не на пять лет, а на "один, два, три или четыре года". Тем не менее, подчеркнул он, американские власти пока не приняли окончательное решение.