Британский коронерский суд продолжит подготовку к дознанию по делу Литвиненко
Точная дата начала процесса до сих пор не определена
ЛОНДОН, 29 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Роман Подервянский/. Британский коронерский суд по так называемому делу Литвиненко должен готовиться к потенциальному открытию процедуры полномасштабного дознания, для проведения которой он был назначен, "в мае, но, возможно, и до или после этого месяца будущего года". С таким заявлением председательствующий судья-коронер Роберт Оуэн выступил сегодня на обзорных слушаниях в здании лондонского Высокого суда.
При этом точная дата начала процесса до сих пор не определена, уточнил в беседе с корр. ИТАР-ТАСС официальный представитель расследования. "Коронер сказал, что в этом вопросе сохраняются неопределенности", - подчеркнул собеседник.
"Мое нынешнее намерение, о котором я говорю с некоторым колебанием ввиду продолжающегося рассмотрения надзорной жалобы /со стороны вдовы Литвиненко на июньский отказ британского МВД заменить процедуру дознания форматом публичного расследования - прим. корр./, заключается в том, что, если публичное расследование не будет учреждено, то я должен быть готов открыть полномасштабное дознание в мае 2014 года, а, возможно, до или после этого месяца", - заявил Оуэн.
Изначально дознание по факту смерти Литвиненко было открыто еще 30 ноября 2006 года, но сразу отложено до завершения процедур полицейского расследования. Полномасштабное дознание впоследствии не раз переносилось. К отсрочкам приводили юридические разбирательства по вопросам спектра расследования, раскрытия и предоставления документов и свидетельских показаний. В 2013 году ожидалось, что дознание возобновится 1 мая, затем 2 октября, но сроки все время откладывались.
Как предполагают в юридических кругах британской столицы, рассмотрение апелляции вдовы Литвиненко на решение МВД Великобритании продлится в органах юстиции королевства еще несколько месяцев.
При этом Оуэн не исключил, что коронерский суд уже до конца нынешнего года вынесет решение, что и в каком объеме он будет расследовать на дознании, ввиду ряда принципиальных решений британских властей. "Это, предположительно, произойдет до 25 декабря", - отметил коронер. По его словам, ожидать сообщения следует на официальном сайте расследования.
Собеседник корр. ИТАР-ТАСС в аппарате дознания при этом высказал оценку, что на самом деле "речь идет о нескольких днях".
Масштабы дознания были поставлены под вопрос после решения коронера от 17 мая в ответ на ходатайство о нераскрытии секретной информации для защиты общественных интересов /поданное в феврале главой МИД Уильямом Хейгом, курирующим работу спецслужб Великобритании/, а также после вынесенного 27 ноября вердикта лондонского Высокого суда / по апелляции Хейга на ту часть решения Оуэна от 17 мая, в которой коронер не поддержал сохранение в тайне некоторых данных/.
Еще объявляя о майском решении по ходатайству министра, коронер заявил о фактическом исключении из рассмотрения гипотезы о причастности российского государства к смерти Литвиненко и вопроса о том, могли ли британские власти предотвратить его гибель. Тогда же он пообещал вернуться к вопросу о спектре дознания.
Александр Литвиненко скончался в Лондоне 23 ноября 2006 года. По данным экспертизы, это произошло из-за отравления радиоактивным полонием. Обстоятельства его смерти до сих пор не установлены и вызывают споры. По английскому праву, обстоятельства смерти человека, которые вызывают подозрения, рассматривает специальный орган - коронерский суд. Его задача - установить, носила ли смерть криминальный характер. В случае положительного ответа дело передается в обычный суд.
На подготовительных коронерских слушаниях юристы вдовы покойного признали, что на момент смерти Литвиненко работал на спецслужбы Великобритании и Испании. Местная печать публикует все новые свидетельства того, что он сотрудничал с разведслужбами Соединенного королевства.
На фоне публикаций о роли Литвиненко в британской разведке, изъятия по настоянию властей королевства материалов, которые касались бы его связи с российской или британской сторонами, равно как и блокирование публичного разбирательства говорят о том, считают обозреватели, что "дело Литвиненко" разваливается на глазах.