КИЕВ, 7 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Подавляющее большинство опрошенных украинцев поддерживают решение ключевых геополитических и государственных вопросов на референдумах. Об этом свидетельствует опубликованное всеукраинское социологическое исследование, проведенного по заказу общественно-политического объединения "Украинский форум" компанией "Рейтинг+".
Проведение референдума по вопросу о президентском или парламентском правлении поддержали 75% респондентов. Всего 15% украинцев оказались против такого решения, а затруднились ответить 10%.
Согласно результатам опроса, 63% граждан также готовы вынести на всеобщее голосование вопрос о подписании Украиной соглашения об ассоциации с ЕС или вступления в Таможенный союз. Против этого высказался 21%, затруднились ответить - 16%. При этом 49% украинцев считают целесообразным проведение референдума по вопросу об унитарном или федеративном устройстве страны, против - 30%, а затруднился ответить 21% опрошенных.
Требования оппозиции
Лидеры оппозиции требуют от Верховной рады немедленно отменить действующую конституцию и вернуть основной закон 2004 года. Он предполагает парламентско-президентскую форму правления и значительно сужает полномочия главы государства.
6 февраля депутаты не поддержали первую попытку создать специальную временную парламентскую комиссию по подготовке закона о внесении изменений в конституцию Украины.
Однако председатель Верховной рады Владимир Рыбак напомнил, что ни один законопроект, касающийся реформы конституции, в секретариате Рады официально не зарегистрирован.
Два варианта возвращения к парламентско-президентской системе управления
5 февраля лидер партии УДАР Виталий Кличко, глава партии "Свобода" Олег Тягнибок и заместитель председателя партии "Батькивщина" Александр Турчинов подготовили законопроект о конституционной реформе.
Как рассказал ИТАР-ТАСС один из авторов документа, украинский юрист и политик, лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук, существует два легитимных варианта возвращения Украины к конституции 2004 года.
По его словам, Конституционным судом Украины содержание положений основного закона не рассматривалось и не оценивалось, что может являться основанием для пересмотра судом своего же решения от 2010 года. Он подчеркнул, что КС уполномочен открывать новое производство по делу в случае "установления новых обстоятельств, которые не были предметом его рассмотрения, но которые существовали на время такого рассмотрения и принятия решения или дачи заключения по делу".
Есть и второй легитимный вариант, связанный с тем, что при принятии законопроекта "О внесении изменений в Конституцию Украины" была нарушена сама процедура. По его словам, 12 октября 2004 года КС дал заключение о соответствии конституции данного законодательного документа, который был предварительно одобрен постановлением Верховной рады от 23 июня 2004 года и должен был быть внесен на пленарное заседание для его принятия конституционным большинством (300 голосов) от состава парламента (450 депутатов). Однако в проект были внесены поправки и присвоен регистрационный номер как новому законопроекту, который и был принят Верховной радой 8 декабря 2004 года, а 30 сентября 2010 года признан Конституционным судом неконституционным.
Как менялась конституция Украины
В 2004 году была проведена политическая реформа, в результате которой Украина перешла с президентско-парламентской на парламентско-президентскую систему управления. В октябре 2010 года Украина вернулась к конституции 1996 года. Конституционный суд постановил, что политреформа была принята с многочисленными нарушениями. После отмены конституционной реформы 2004 года президент не только возвратил себе прошлые полномочия, но и расширил их.
Виктор Янукович получил право самостоятельно принимать решение о кандидатуре на пост премьер-министра, направлять на рассмотрение ее в парламент, увольнять премьер-министра. Ранее он этого делать не мог, так как главу правительства выбирали депутаты Верховной рады. Президент получил право назначать и увольнять любого министра, а также генерального прокурора и главу Службы безопасности Украины. Ранее по его предложению назначались только министр обороны и министр иностранных дел. Кроме того, президент самостоятельно назначает глав Фонда госимущества и Антимонопольного комитета, а также имеет право создавать, реорганизовывать или ликвидировать любой орган исполнительной власти.