МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Специалисты НИТУ "МИСиС" разработали методику создания точных трехмерных моделей станций метро и других сложных подземных объектов, которая значительно ускорит процесс их сооружения, и использовали ее для создания точной модели строящейся станции метро "улица Строителей". Об этом в понедельник сообщила пресс-служба НИТУ "МИСиС".
"Наша модель позволяет не только поэтапно рассмотреть все основные этапы строительства станции, от подготовительного периода и сооружения монтажного котлована, до строительства перегонных тоннелей, но и эффективно управлять строительными процессами, оперативно нивелируя негативное влияние непрогнозируемых и неожиданно возникающих факторов", - заявил профессор НИТУ "МИСиС" Александр Панкратенко, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Подобные подходы, как отмечают ученые, широко применяются во многих других странах в рамках концепции так называемых BIM-технологий. Они предполагают создание полной трехмерной цифровой модели здания, которая учитывает его функциональные и физические характеристики, применяемые материалы и массу других свойств, влияющих на стоимость и методику ведения строительства.
Как отмечают ученые, в подземном строительстве в России BIM-подходы пока не применялись. Это было связано с тем, что такая стройка требует учитывать множество сложных факторов: геомеханику, сдвиг грунтов и другие геодинамических процессы.
Цифровые подходы в строительстве метро
Панкратенко и его коллеги по университету создали первую подобную модель станции метро "улица Строителей" и подходящих к ней перегонных тоннелей в рамках реализации проекта совместно с АО "Трансинжстрой". Все элементы 3D-модели наделены качествами и свойствами реальных конструкций и материалов, используемых для строительства.
Подобная особенность модели позволяет конструкторам, строителям или заказчикам в любой момент изучать или менять характеристики материалов и конструкций, необходимых ГОСТов и стандартов в любой точке объектов. Учитывая, что в зону строительства часто попадают существующие подземные коммуникации и наземные объекты, это позволяет максимально точно определить стоимость работ и построить календарный график строительства всего объекта.
Практическое использование модели позволит, по мнению авторов работы, обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками строительного процесса, в том числе инвесторами, заказчиками, проектировщиками и подрядчиками, а также позволит вести жесткий контроль сроков строительных работ и расходования материальных ресурсов.
Как подчеркивают ученые, их модель стала лишь первым шагом на пути широкого внедрения BIM-технологий в практику городского подземного строительства. Кроме того, внедрение ее в учебный процесс позволит вывести подготовку инженерных кадров на качественно новый уровень, соответствующий современным мировым достижениям в области цифровых технологий в строительстве.