Все новости

Кухня, где хочется жить: как бывший тренер построил мебельный бизнес на личном подходе

Предприниматель Руслан Мухлисов рассказал о том, как переквалифицировался из фитнес-тренера в столяра, и как его собственное дело пережило пандемию
Руслан Мухлисов Альберт Шайхутдинов/ТАСС
Описание
Руслан Мухлисов
© Альберт Шайхутдинов/ТАСС

Житель Казани Руслан Мухлисов сделал карьеру в сфере фитнеса, но еще с детства имел увлечение - мастерить мебель своими руками. К тридцати годам он решил построить на этом бизнес и занялся изготовлением кухонь на заказ. В интервью ТАСС предприниматель рассказал, как вышел на самоокупаемость за полгода и почему не поздно начать свое дело после 30.

Руслан Мухлисов за пять лет, по его словам, сделал хорошую карьеру фитнес-тренера, но в последний год задумался о своем деле. Зарплата инструктора ограничивалась количеством клиентов в день и вытянуть больше было "физически невозможно". Поэтому он вспомнил о своем давнем увлечении — еще с детства Руслан любил мастерить мебель своими руками.

"Я начал смотреть ролики на YouTube. Так, смастерил тумбочку. Первыми заказчиками стали мои клиенты из фитнеса", — вспоминает Руслан.

Там, где заказы "были посложнее", начинающий мастер пользовался консультацией. По его словам, ничего зазорного в том, чтобы просто прийти и попросить поддержку у более опытных мастеров, он не видел. Первые профессиональные знания Руслан получил, когда начал налаживать работу с поставщиками материалов. У них были специальные курсы не только по изготовлению и сбору мебели, но также и по основам составов различных материалов для мебели "со всеми их плюсами и минусами".

Заметив, что в первые заказы пошли, Руслан в 2017 году решил продолжать. Тем более "цена эксперимента" был небольшая: минимальный набор инструментов, материалы и аренда гаража обошлись ему в 30 тыс. рублей.

Начать в 30 лет не страшно

"Начать новое дело в 30 лет не страшно. Страшно, что не получится это развить и заработать. Надо было быстро выходить на прибыль. Но, с другой стороны, я успокоил себя, что в любой момент смогу вернуться на прежнюю работу. Хорошо, что этого не случилось", — рассказывает Руслан.

Первые полгода он еще продолжал работать в клубе, а вечером выполнял заказы в гараже. Через месяц Руслан понял, что надо увеличивать средний чек. И видя, что от клиентов есть запрос на индивидуальную планировку кухонь, решил попробовать брать заказы посложнее.

"Кухни во многих квартирах города малогабаритные, поэтому не так много типовых проектов больших производств для них подходят. Вернее, они подходят, но не учитывают маленький размер кухни. Заметив живой спрос, я посчитал маржу — она выходила в 20-30%. Так я и решился попробовать, сделав знакомому кухню на заказ", — рассказывает предприниматель.

Свой первый заказ на кухню он переделывал несколько раз. Но в итоге клиент проделанной работой "остался доволен", а Руслан заработал 60 тыс. рублей. Дальше он начал продвигать себя на различных сайтах объявлений, что помогло ему вдвое увеличить количество заказов.

"Уже через полгода я стал зарабатывать около 100 тыс. рублей в месяц," — рассказывает Руслан. Тогда же он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.

Максимальная польза

Руслан не планировал останавливаться на достигнутом, но не знал, как расширяться дальше. Тогда он посмотрел какие сервисы поддержки предпринимателей существуют и нашел "Бизнес-навигатор МСП" (интернет-платформа Корпорации МСП, созданная для помощи предпринимателям в открытии и расширении бизнеса — прим. ТАСС). Там он ознакомился со всей актуальной поддержкой для своего вида бизнеса и нашел помещение для расширения производства. В дальнейшем новых клиентов Руслан начал привлекать и через социальные сети.

"В 2018 году я арендовал на окраине Казани помещение, нанял на аутсорс сотрудников, которым мог делегировать проектирование и изготовление мебели. Затем сделал в помещении небольшой ремонт, а в выставочном зале поставил белую кухню в минималистическом стиле. И это хорошо сработало. Выставленный образец приглянулся многим — у меня сразу сделали заказ на три гарнитура", — отметил Руслан.

Своим ключевым подходом предприниматель называет "максимальную внимательность" к запросам клиентов. Ведь он не большое производство, а маленький бизнес, который заинтересован в том, чтобы "каждый сантиметр на кухне клиента использовался по-максимуму".

"Со стороны рядовому заказчику может быть непонятно, что в мастерской в процессе проектирования проходит целая маленькая жизнь. Мы с проектировщиком можем по полдня сидеть и думать над планировкой. Ведь какие-то пять миллиметров — и кухня может просто не влезть. Например, недавно обставили одному заказчику всю квартиру. У него разница в неровности пола до четырех см. Кроме того, у него были развернуты стены, открыты коммуникации, духовой шкаф был с краю, чтобы пары не пачкали обои, нужно было придумать панель, которая от нажатия будет выезжать и защищать стены. Вот за такими нестандартными решениями, в том числе, ко мне и идут", — поясняет Руслан.

Еще предприниматель старается учитывать все нюансы хозяек, которые готовят на кухне. Например, чтобы им не приходилось трогать мокрыми руками выключатели, он по умолчанию сделал для всех кухонь сенсорную подсветку, которая срабатывает от движений. Он признается, что задумался о таких особенностях благодаря тренерскому опыту. 

"Тренерский опыт помогает мне не только четко понимать потребности клиентов, но и доходчиво им объяснять, как любая — даже самая маленькая деталь на кухне может сделать их жизнь лучше", — рассуждает предприниматель.

Такой подход в прошлом году помог Руслану увеличить ежемесячную выручку до 500 тыс. рублей.

Заработал в пандемию

В дальнейшем предприниматель расширил производство, став выполнять заказы на шкафы-купе и другую мебель для дома. Случившая в 2020 году пандемия коронавируса, по его признанию, не повлияла на выручку компании. До введения режима самоизоляции Руслан "набрал достаточное количество заказов по предоплате". Поскольку цикл изготовления кухни достаточно долгий — 1-1,5 месяца, все это время он занимался текущими заказами.

"На тот момент мы просто все заморозили. Но когда запрет сняли, то возобновили деятельность и спокойно выполняли заказы дальше. Правда немного притормозили процесс логистические проблемы, но все стороны проявили понимание: заказчики не возмущались, где их мебель, поставщики не требовали срочно оплатить товар. Даже арендодатель пошел на уступки и вдвое сократил аренду", — рассказывает предприниматель.

При этом многие россияне из-за закрытия границ, по словам Руслана, решили потратить деньги, отложенные на отпуск, на улучшение жилищных условий, в том числе ремонт и покупку новой мебели. На эту аудиторию он нацелил интернет-рекламу (контекстную и таргетированную в соцсетях), которая приносила 1-2 заказа от 100 тыс. рублей в месяц при бюджете в 5-10 тыс. рублей. 

Также период самоизоляции подтолкнул предпринимателя к цифровизации сервиса замеров. Он быстро понял, что отсутствие прямого контакта, когда люди сидят дома, может даже увеличить выручку. Поэтому он придумал такую систему: клиенты отправляют ему фото помещения, примерные параметры и фото того, что они хотят увидеть. В ответ он присылает им 3D-модели с визуализацией, с видеозаписью экрана, где он голосом описывает планировку и просчитывает стоимость.

"Благодаря такому подходу клиенты могут не выходить лишний раз из дома, а получать макеты и все ответы на свои вопросы по планировке в формате видео-визуализации", — отмечает предприниматель.

Так Руслан получил трех новых клиентов, которые сразу после снятия режима самоизоляции пришли к нему с заказом.

Покупательная способность после пандемии, на взгляд предпринимателя, осталась на прежнем уровне. В его сфере заказов стало "даже больше". Сейчас компания выполняет по 10-16 заказов ежемесячно. В период пандемии, учитывая заказы, выручка предпринимателя варьировалась от 500 тыс. до 1 млн рублей.

"Кризис чувствуют крупные компании, которые покоряют просторы с крейсерской скоростью. Они ощущают его гораздо больнее. Поскольку мои обороты и вложения гораздо меньше, то я его не сильно почувствовал. Но с другой стороны, я должен вызывать доверие не меньшее, чем большие компании — изготовить в срок, вовремя, по тем критериям, которые установлены и даже превосходить ожидания", — заключает Руслан.

Беседовали Анна Садова, Юлия Ермилова

Теги