Все новости

На пути к бизнесу: как предприниматель хотел закрыться, но открыл новое дело и не прогадал

Предприниматель Рафаэль Хасанов рассказал, почему в его жизни пословица "войти в одну реку дважды" совсем не актуальна и чем ему помог статус самозанятого

Рафаэль Хасанов из Казани еще с 90-х занимался собственном бизнесом, но последний проект по продаже фарфора не приносил ожидаемой выручки, и предприниматель подумывал закрыть его. Однако проект по продаже кожаных изделий убедил его остаться. В интервью ТАСС он рассказал, почему в его жизни пословица "войти в одну реку дважды" совершенно не актуальна и чем ему помог статус самозанятого

Уйти, чтобы не возвращаться

Больше 20 лет назад Рафаэль Хасанов начал свое первое дело – занимался изготовлением и ремонтом обуви. Потом в его жизни появился небольшой семейный бизнес по продаже фарфоровой посуды – с реализацией помогала жена Ольга. Но в какой-то момент предприниматель разочаровался в своем проекте и думал над закрытием бизнеса – продажи шли плохо, а энергии на поддержание затрачивалось несоизмеримо больше. Хасанов в 2017 году планировал полностью уйти из бизнеса, но в дело вмешался случай.

"У мужа моей племянницы был свой небольшой магазин мебели. Как-то она принесла нам демонстрационный альбом итальянской кожи, оставшийся от старых коллекций. Муж решил сделать мне подарок и сшить обложку для паспорта, используя один из образцов. Благо руки сапожника свое дело помнили", – вспоминает Ольга Хасанова.

Получившаяся обложка Ольге настолько понравилась, что возникла идея пошить из остальных образцов кожи аналогичные изделия, а продать на ярмарке выходного дня, где супруги занимались реализацией фарфора.

"Я сшил двадцать разных обложек и, на удивление, на нашей ярмарке в торговом центре "Тандем" продал все и очень быстро. Тогда мы выручили около 7 тыс. рублей. Увидев такой спрос, я решил продолжать", – рассказывает Рафаэль.

Предприниматель рассчитал затраты и получилось, что, "затратив 3 тыс. рублей на покупку кожи", можно выручить "15 тыс. рублей" при условии полной продажи. Помимо пошива обложек, он решил "немного рискнуть" и для участия во второй ярмарке пошить еще ремни и кардхолдеры. Все необходимые инструменты у него были. 

"Кожу я закупил на одной волгоградских фабрик, где отечественные материалы обрабатывались на немецком оборудовании. У поставщика также есть толстая кожа, ее собирают из 2-3 кусков. Из нее получаются ремни, которые можно, если не всю жизнь, то очень и очень долго носить – вещи практически вечные", – поясняет он.

Отказаться от старого в пользу нового

Изделия Хасановых стали пользоваться высоким спросом на ярмарках. Основными покупательницами были женщины, которые хотели преподнести качественный и функциональный подарок. 

"Как правило это были женщины 35-45 лет, которые покупали наши изделия мужьям. Оттенки аксессуаров выбирались традиционные – цвета горького шоколада, коньяка, ореха, а также красный, черный и синий", – рассказывает Ольга.

К концу 2017 года супруги решили полностью отказаться от реализации фарфоровой посуды в пользу кожаных изделий. Ярмарки выходного дня приносили им в среднем 15 тыс. рублей. На каждой из них распродавалось почти все, что успевал сшить Рафаэль за неделю. Это порядка 30 изделий: помимо обложек, ремней и кардхолдеров, предприниматель начал изготавливать кошельки и браслеты. Рафаэль понял, что "достиг потолка" при изготовлении продукции вручную. Тогда подключилась супруга: она начала изготавливать бижутерию.

"Надо было расширять ассортимент. Из кусочков, которые оставались в процессе производства основных изделий, я решила начать делать женскую бижутерию. Вырезала из кожи круги и квадраты, а затем соединяла их с заказанной фурнитурой для сережек. Получались они недорогими (300-500 рублей) и их можно было подобрать под любой наряд. При этом они смотрелись достаточно необычно из-за сочетания металла и кожи. Сережки стали хорошим инструментом для увеличения нашего среднего чека", – отмечает Ольга.

Появление "жирафа"

В начала 2018 года супруги сделали полноценное портфолио и завели страницы семейной мастерской в социальных сетях, чтобы расширить аудиторию покупателей. Встал вопрос названия мастерской.

"Хотелось чего-то запоминающегося, но при этом ироничного. И мы на семейном совете вспомнили, что из-за высокого роста в 197 см в детстве меня часто дразнили "жираф". Всем домашним название понравилось, и мы заказали у знакомого дизайнера логотип. Он изобразил для нас импозантного жирафа с моноклем, цепочка от которого образует букву I в слове Giraf", – рассказывает Рафаэль.  

Теперь предприниматель на каждом своем изделии размещал свой логотип, а затем с аналогичным тиснением изготовил и фартуки для работы на ярмарке.

В конце года семейный бизнес удвоил выручку за счет онлайн-заказов, в том числе новогодних. За декабрь и январь предприниматели выручили около 100 тыс. рублей. Самыми популярными товарами оставались обложки на паспорт и кардхолдеры. Их Хасановы продавали больше всего – по 30-40 штук за месяц.

Прочные и долговечные

В итоге процесс так увлек Рафаэля, что он стал глубже погружаться в технологию работы с кожей, осваивать новые методы обработки и покупать уже более профессиональное оборудование – пробойники, гладилки, молотки. Освоил шов, которым прошивают седла. По его словам, он не расходится, не протирается и делает изделия из кожи "просто неубиваемыми".

"Дело в том, что седельный шов выполняется одной нитью и двумя иглами одновременно. При этом регулируется оптимальное натяжение. Таким образом получается, что нити не переплетаются и получаются две независимые строчки. И если одна порвется, вторая нитка будет держать шов – "недаром его применяли при изготовлении седел и сбруи", – объясняет Рафаэль.

Помимо долговечности, большое внимание Рафаэль уделяет и полировке краев заготовок – их он обрабатывает японским покрытием Tokonole, благодаря которому изделия не ворсятся по бокам.  

Статус самозанятого

Год назад супруги приняли решение получить статус самозанятых. По словам Ольги, этот статус подходит их виду бизнеса больше всего.

"Плюс самозанятости в том, что нам никуда не надо писать заявлений. Мы очень легко и просто зарегистрировались на сайте "Мой налог" (личный кабинет самозанятого налогоплательщика – прим. ТАСС). Мы платим государству всего 4% с дохода и получаем множество преимуществ. Например, доступ ко множеству городских площадок торговли для самозанятых – это наши местные "Агропарк", "Горки парк" и другие. Участие в таких ярмарках стоит для нас недорого – 3-5 тыс. рублей за три дня," – отмечает Ольга.  

Спустя полгода своей работы в статусе самозанятых, Хасановы стали активно принимать участие в профильных бизнес-встречах с властями, чтобы озвучивать свои проблемы и пожелания. Так, Рафаэль обратил внимание "на проблему маркировки кожаных изделий", и местное руководство пошло навстречу – президент Татарстана Рустам Минниханов распорядился освободить самозанятых от маркировки. В дальнейшем предприниматель смог получить грант на 100 тыс. рублей от мэрии Казани.

"Условия для получения гранта были достаточно просты – написать заявку, быть самозанятым больше трех месяцев и иметь местную прописку. Деньги я потратил на швейную машинку "Фортуна" для обработки края кожи. Это помогло в разы быстрее обрабатывать изделия и увеличить скорость производства", – отмечает Хасанов.

Он честно признается, что не ожидал продолжения своей бизнес-карьеры.

"Я, конечно, не ожидал, что в 58 лет зарегистрируюсь как самозанятый и разверну такую бурную деятельность. Мы с супругой с 1996 года работали в статусе индивидуальных предпринимателей, все несли на своих плечах. Одни только визиты в налоговую в те времена были как крестовый поход. Сейчас большая часть сервисов для нас в онлайн, ими просто пользоваться. А если что-то непонятно, можно зайти в бизнес-навигатор МСП (онлайн-платформа Корпорации МСП, созданная для помощи предпринимателям в открытии и расширении бизнеса — прим. ТАСС), где есть обучающие семинары, вся информация о налоговом режиме и грантах. Для нас, людей старшего поколения, которые с технологиями пока на "вы", это очень ценно," – отмечает Рафаэль.

Бизнес драйвит

По словам предпринимателей, решение стать самозанятыми было очень удачно принято – как раз перед кризисным 2020 годом. Выручка Graf Giraf не сильно упала в период режима самоизоляции, введенного из-за пандемии коронавируса, в основном благодаря онлайн-продажам. Кроме того, Хасановы смогли получить возврат налогов за 2019 год.

"Мы думали, какое счастье, что наша мастерская находится прямо у нас дома. Многие из наших коллег, у кого были отдельные цеха, не могли в них попасть. И даже пожаловаться было не на что, такой режим был для всех, кто не относился к списку предприятий непрерывного производства. В апреле у нас тоже упал оборот, всего на 8 тыс. рублей продали, зато потом, когда нам выдали пропуска, как для самозанятых, мы смогли делать доставку и все восстановилось,"- отмечает Ольга.

С апреля по июнь 2020 года семейство Хасановых работало только на доставку и в агропромышленном парке в Казани. В июле в регионе сняли ограничения и открытые ярмарки снова заработали, а поток туристов со всей России помог предпринимателям вернуть прежний уровень дохода мастерской. Сейчас кожаные изделия приносят семье Хасановых около 70-80 тыс. рублей в месяц на двоих. В дальнейшем они планируют расширить ассортимент за счет сумок и рюкзаков.

"Сегодня работаем практически без выходных. Если идем на ярмарку – это выходные от шитья, когда дома работаем – от торговли. Наш отдых – это смена деятельности. Вот еще плюс бизнеса в зрелом возрасте – мне в 56 лет некогда думать о том, что что-то болит. Старики хвастаются своими болячками, а мы своими делами. Мы на ярмарках обычно самые взрослые, но нас это только подстегивает – бежать на уровне с 35-летними. Хотя нет, будь мне сейчас 35, я бы таких дел еще наворотила!" – признается Ольга.

Беседовала Анна Садова