17 сентября 2020, 11:41,
обновлено 17 сентября 2020, 14:58

Объем финансирования нацпроектов в 2021 году составит 2,2 трлн рублей

Артем Геодакян/ ТАСС

Всего за трехлетний период объем финансирования превысит 7,6 трлн рублей

МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Финансирование национальных проектов в 2021 году составит более 2,2 трлн рублей, всего за трехлетний период 2021-2023 годов объем финансирования превысит 7,6 трлн рублей. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годов, которая имеется в распоряжении ТАСС.

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2021 году в объеме 2 245 319,7 млн рублей, в 2022 году - 2 619 720,4 млн рублей, в 2023 году - 2 798 254,7 млн рублей", - говорится в пояснительной записке.

С 2019 года в России реализуется 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Согласно указу президента РФ Владимира Путина о новых национальных целях развития до 2030 года, правительство РФ должно представить корректировки в паспорта нацпроектов до 30 октября.

Информсопровождение нацпроектов в СМИ

Расходы на информационное и экспертное сопровождение национальных проектов в СМИ и интернете в 2021-2022 годах вырастут почти на 3 млрд рублей. 

Увеличение финансирования коснется федерального проекта "Социальные лифты для каждого", который входит в нацпроект "Образование". "Увеличение бюджетных ассигнований на осуществление информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов национальных проектов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 2021 году на 1 млрд 457,5 млн рублей, в 2022 году на 1 млрд 481,1 млн рублей по сравнению с объемом, предусмотренным законом № 380-ФЗ, за счет перераспределения бюджетных ассигнований с результатов иных национальных проектов", - говорится в документе.

Кроме того, вырастет финансирование форума добровольцев "Мы вместе": в 2021-2023 годах на эти цели будет направлено на 290 млн рублей больше. Увеличение средств производится "в целях выполнения поручения президента РФ по итогам встречи с участниками Общероссийской акции взаимопомощи "#МыВместе", которая состоялась 26 июня 2020 года".

Акция "Мы вместе" началась 21 марта, ее организаторами выступили платформа dobro.ru, ОНФ и ряд волонтерских организаций. Она направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии коронавируса.

Образование

Финансирование национального проекта "Образование" на ближайшие три года составит около 517,7 млрд рублей. 

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Образование" запланированы в 2021 году в объеме 172 953 млн рублей, в 2022 году - 156 937,1 млн рублей, в 2023 году - 187 811,9 млн рублей", - говорится в документе.

Отмечается, что финансирование этого нацпроекта в следующие два года будет сокращено более чем на 14 млрд рублей. "Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 8 388,5 млн рублей, в 2022 году - на 5 960,7 млн рублей", - говорится в документе.

В 2023 году планируется увеличить финансирование нацпроекта на 68,2 млрд рублей.

Нацпроект "Образование" охватит период с 2019 по 2024 год. Проект призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Свыше 3 трлн рублей будет направлено на образование из федерального бюджета в 2021-2023 годов.

"Бюджетные ассигнования по разделу "Образование" в 2021 году составят 1 062 854,1 млн рублей, в 2022 году - 1 035 633,9 млн рублей и в 2023 году - 1 094 133,3 млн рублей", - говорится в документе.

Отмечается, в 2021 году расходы на образование будут уменьшены на 60,3 млрд рублей, в 2022 году - на 53,8 млрд рублей. В то же время на 58,4 млрд вырастет финансирование этой сферы в 2023 году. В целом по сравнению с бюджетом 2020 года в текущем документе с 4,3% до 4,9% увеличена доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Образование".

Патриотическое воспитание

Финансовое обеспечение нового федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан РФ" нацпроекта "Образование" в ближайшие три года составит 10,1 млрд рублей. 

"Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов по национальному проекту "Образование" бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 3447,4 млн рублей, в 2022 году - в объеме 3345,5 млн рублей, в 2023 году - 3345,5 млн рублей будут направлены на разработку и внедрение программ воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях и проведение всероссийских мероприятий патриотической направленности отдельными некоммерческими организациями в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", - говорится в документе.

Новый федеральный проект о патриотическом воспитании должен стать одиннадцатым в составе нацпроекта "Образование". Как ранее сообщал министр просвещения России Сергей Кравцов, проект документа планируется представить на обсуждение в сентябре, а до конца этого года он будет принят.

По словам министра, федеральный проект по патриотическому воспитанию "будет служить ресурсной базой" для реализации инициированного президентом России закона, который направлен на усиление воспитательной работы в школах. Теперь в законе "Об образовании в РФ" устанавливается механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны быть включены в соответствующую образовательную программу учебного заведения.

Демография

Финансирование нацпроекта "Демография" уменьшится на 84 млрд рублей в 2021 году. 

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Демография" запланированы в 2021 году в объеме 742 509,8 млн. рублей, в 2022 году - 766 837,8 млн. рублей, в 2023 году - 866 530,3 млн. рублей", - говорится в записке.

В свою очередь, согласно закону о федеральном бюджете на 2020-2022 годы, в 2021 году планировалось выделить на нацпроект 826 млрд, в 2022 году - 840 млрд рублей.

Нацпроект "Демография", рассчитанный на 2019-2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: "Финансовая поддержка семей при рождении детей", "Содействие занятости женщин", "Старшее поколение", "Укрепление общественного здоровья", "Спорт - норма жизни".

Среди ключевых целей, которые должны быть выполнены в рамках национального проекта: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; снижение смертности населения старше трудоспособного возраста; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на одну женщину; увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни; увеличение доли россиян, систематически занимающихся спортом, с 36,8 до 55%.

Куратором нацпроекта является вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем проекта - глава Минтруда Антон Котяков.

Мероприятия Роспечати в рамках нацпроекта "Демография"

Финансирование мероприятий Роспечати в рамках национального проекта "Демография" сократят на 600 млн в 2021-2022 годах. 

"На изменение расходов по разделу "Средства массовой информации" в 2021-2022 годах <...> повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных: на реализацию мероприятий Роспечати в рамках национального проекта "Демография" в 2021-2022 годах на 300 млн рублей ежегодно", - сказано в документе.

Предполагается уменьшение финансирования на проведение капитального ремонта инженерного оборудования и техническое перевооружение производственно-технологического оборудования ФГУП "ТТЦ "Останкино" в 2021-2022 годах на 134,1 млн рублей ежегодно.

Кроме того, сократится финансирование информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов и мероприятий национальных проектов в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2023 году - на 207,5 млн. рублей.

Предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Редакция телеканала Совета Федерации" в 2023 году будет уменьшено на 6,1 млн рублей.

Труд

Финансирование нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости" из федерального бюджета в 2021 году составит 6,4 млрд рублей, в 2022 году - 6,9 млрд рублей, в 2023 году - 7,2 млрд рублей.

По сравнению с первоначальными планами финансирование нацпроекта сократится на 510,2 млн рублей в 2021 году, на 573,9 млн рублей - в 2022 году и на 602,3 млн рублей - в 2023 году.

"Изменение финансового обеспечения национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" обусловлено уточнением его параметров", - отмечается в пояснительной записке.

Культура

Финансирование национального проекта "Культура" на 2021-2023 годы составит более 70 млрд рублей. 

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Культура" запланированы в 2021 году в объеме 21 374,1 млн рублей; в 2022 году - 23 961,1 млн рублей; в 2023 году - 24 798,9 млн рублей", - говорится в документе.

В нем уточняется, что предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ ("О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), в 2021 году увеличены на 1 млрд рублей, в 2022 году - на 746,3 млн рублей, а в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, увеличены на 2,9 млрд рублей.

Национальный проект "Культура" реализуется в стране в рамках указа президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года. Он включает федеральные проекты "Культурная среда", "Творческие люди" и "Цифровая культура".

Около 380 млрд рублей планируется направить в 2021-2023 годах на финансирование культуры и кинематографии в России. 

"Бюджетные ассигнования по разделу "Культура, кинематография" в 2021 году составят 134 492,8 млн рублей, в 2022 году - 124 132,3 млн рублей и в 2023 году - 121 980,0 млн рублей", - говорится в материалах.

При этом в 2021 году ассигнования увеличены на 758,6 млн рублей, в 2022 году уменьшены на 575,9 млн рублей, в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 2,2 млрд рублей.

Там уточняется, что по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Культура, кинематография" составит в 2021-2023 годах - 0,1%. При этом доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Культура, кинематография" в 2021 и 2022 годах по сравнению с 2020 годом (0,6%) не изменится. "В 2023 году уменьшится и составит 0,5%", - говорится в документе.

Более 2,5 млрд рублей будет выделено дополнительно на финансовое обеспечение музеев в 2021-2022 годах. 

"Увеличение бюджетных ассигнований: на финансовое обеспечение музеев в 2021 году на 1 269,4 млн рублей в 2022 году на 1 244,7 млн рублей", - говорится в документе.

В нем уточняется, что это в том числе финансирование восстановления и капитального ремонта зданий и экспозиционных площадок Музея Победы, увеличение государственных заданий Политехнического музея и Государственного музея истории космонавтики имени Циолковского, содержание Ржевского мемориала.

Наука

Государственное финансирование национального проекта "Наука" в 2021 году составит 54,8 млрд рублей, всего в 2021-2023 годах на нацпроект будет направлено 228,4 млрд рублей бюджетных средств. 

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Наука" запланированы в 2021 году в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году - 76,056 млрд рублей, в 2023 году - 97,610 млрд рублей", - сказано в документе.

При этом предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными ранее и предусмотренными паспортом проекта, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, в 2022 году - на 310 млн рублей, в 2023 году - на 195 млн рублей.

Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок" обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований на строительство новых современных научно-исследовательских судов (в 2021 году - на 5,627 млрд рублей и в 2022 году - на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным ранее) и одновременным снижением бюджетных ассигнований на модернизацию научно-исследовательских судов "Академик Сергей Вавилов" и "Академик М. А. Лаврентьев" в 2021 году на 200 млн рублей.

Также сокращен объем средств, предполагаемых на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки: в 2021 году - на 5,427 млрд рублей, в 2022 году - на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным в проекте.

Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на информационную кампанию по научной деятельности среди молодежи, а также медиасопровождение реализации национального проекта "Наука". В 2021 и 2022 годах бюджетные ассигнования на эти цели сократятся на 100 млн рублей ежегодно. Это связано с перераспределением средств на информационно-разъяснительное и экспертно-социологическое сопровождение национального проекта "Образование".

Экология

Государственное финансирование национального проекта "Экология" в 2021 году составит 108 млрд рублей, всего в 2021-2023 годах на нацпроект будет направлено более 380 млрд рублей бюджетных средств. 

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Экология" запланированы в 2021 году в объеме 108 млрд рублей, в 2022 году - 131,9 млрд рублей, в 2023 году - 140,3 млрд рублей", - сказано в документе.

Дороги

Финансирование национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в период 2021-2023 годов составит около 177,74 млрд рублей. 

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" запланированы в 2021 году в объеме 117,44 млрд рублей, в 2022 году - 34,03 млрд рублей, в 2023 году - 26,27 млрд рублей", - говорится в материалах.

Магистральная инфраструктура

Финансирование Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры из федерального бюджета в 2021-2023 годах составит около 1,5 трлн рублей.

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры запланированы в 2021 году в объеме 373,392 млрд рублей, в 2022 году - 562,193 млрд рублей, в 2023 году - 590,422 млрд рублей", - говорится в документе.

В нем также отмечается, что по сравнению с утвержденными ранее объемами финансирование нацпроекта сократится на 31,105 млрд рублей (-7,7%) в 2021 году, на 113,353 млрд рублей (-16,8%) в 2022 году и на 95,463 млрд рублей (-13,8%) в 2023 году. Это связано, в частности, с перераспределением средств между проектами.

Задачи Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры - развивать и расширять международные транзитные коридоры "Запад - Восток" и "Север - Юг". Кроме того, целью проекта является повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.

Экспорт

Финансирование нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" из федерального бюджета в 2021 году составит 97,5 млрд рублей.

При этом в 2022 и 2023 годах финансирование нацпроекта может вырасти до почти 206 млрд и 193 млрд рублей соответственно.

Изначально расходы бюджета на экспортный нацпроект были запланированы в объеме 128,8 млрд рублей в 2021 году, 233,5 млрд рублей в 2022 году и 266,2 млрд рублей в 2023 году. Однако в условиях пандемии коронавируса власти РФ пересматривают паспорта нацпроектов, обновленные варианты еще не опубликованы. Таким образом, по сравнению с первоначальной версией финансирование нацпроекта может снизиться в 2021-2023 годах на 24,3%, 11,8% и 14,7% соответственно.

Сокращение расходов коснулось входящих в нацпроект федеральных проектов "Промышленный экспорт" (в части компенсации процентных ставок по кредитам экспортерам, а также поддержки авиастроения и послепродажного обслуживания авиасудов) и "Экспорт АПК" (в части льготного кредитования сельхозпроизводителей). Также снизится финансирование федерального проекта "Логистика международной торговли", а средства будут перераспределены на реализацию соответствующих мероприятий подпрограммы "Развитие пунктов пропуска через государственную границу" госпрограммы "Развитие транспортной системы".

Вместе с тем вырастут расходы на подпрограмму "Туризм" госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика". В частности, в 2023 году из бюджета будет дополнительно выделено 332,8 млн рублей "на предоставление субсидии на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов".

Цифровая экономика

Финансирование нацпрограммы "Цифровая экономика" из федерального бюджета в течение 2021-2023 годов составит около 577 млрд рублей. 

"Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" запланированы в 2021 году в объеме 153 712,7 млн рублей, в 2022 году - 222 614,9 млн рублей, в 2023 году - 200 646,0 млн рублей", - говорится в документе.

Бюджет нацпрограммы сократят примерно на 92,1 млрд рублей, следует из пояснительной записки. Уменьшение бюджетных ассигнований коснулось всех федпроектов "Цифровой экономики".

Финансовое обеспечение нацпрограммы "Цифровая экономика" на период 2021-2023 годов может быть уменьшено на 92,1 млрд рублей. 

"Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 24 174,5 млн рублей, в 2022 году - на 35 424,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 32 632,5 млн рублей", - говорится в документе.

Финансирование федпроектов

Бюджет федпроекта "Нормативное регулирование цифровой среды" на 2021 год составит 113,3 млрд рублей, на 2022 год - 163,4 млрд рублей, на 2023 год - 163,5 млрд рублей. На финансирование федпроекта "Информационная инфраструктура" на 2021 год предусмотрено 48,8 млрд рублей, на 2022 год - 43,6 млрд рублей, на 2023 год - 40,6 млрд рублей. На "Кадры для цифровой экономики" на 2021 год направят 10,7 млрд рублей, на 2022 год - 15,4 млрд рублей, на 2023 год - 22,1 млрд рублей. Финансирование федпроекта "Информационная безопасность" на 2021 год составит 3,6 млрд рублей, на 2022 год - 8,1 млрд рублей, на 2023 год - 8,2 млрд рублей. На федпроект "Цифровые технологии" на 2021 год предусмотрено 20,8 млрд рублей, на 2022 год - 35,8 млрд рублей, на 2023 год - 30,9 млрд рублей. Бюджет федпроекта "Цифровое государственное управление" на 2021 год составит 65,5 млрд рублей, на 2022 год - 113,1 млрд рублей, на 2023 год - 92,7 млрд рублей. Затраты на федпроект "Искусственный интеллект" на 2021 год составят 4,1 млрд рублей, на 2022 год - 6,5 млрд рублей, на 2023 год - 5,9 млрд рублей.

Искусственный интеллект

Почти 16,5 млрд рублей направят на финансирование федпроекта "Искусственный интеллект" в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика" в течение 2021-2023 годов. 

Как следует из документа, законопроектом на затраты по федпроекту "Искусственный интеллект" предусмотрено на 2021 год - 4,1 млрд рублей, на 2022 год - 6,5 млрд рублей, на 2023 год - 5,9 млрд рублей.

МСП и самозанятые

Бюджетные ассигнования на поддержку МСП и самозанятых в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в 2021 году будут увеличены на 1,4 млрд рублей. 

"Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличением бюджетных ассигнований на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговой режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации за счет перераспределения бюджетных ассигнований в том числе с результатов национального проекта "Международная кооперация и экспорт", в 2021 году на 1 466,5 млн рублей с последующим возвратом в 2022 году", - говорится в документе.

Режим самозанятых появился в России как пилотный проект. С 1 января 2019 года он начал работать в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. С начала 2020 года этот режим стал доступен в 23 российских регионах, а с 1 июля - во всех субъектах страны. Он предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет только 4% суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% - при работе с компаниями. Сейчас в стране насчитывается около 850 тыс. самозанятых.

В начале июня 2020 года были внесены изменения в федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства (МСП), по которым на самозанятых граждан распространяются меры поддержки МСП, предусмотренные в рамках федеральных и региональных программ. Это может быть финансовая, имущественная, консультационная и образовательная поддержка.

Жилье и городская среда

Финансирование национального проекта "Жилье и городская среда" в 2021-2023 годах планируют сократить на 98,8 млрд рублей. 

"Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 10 770,2 млн рублей, в 2022 году - на 68 908,9 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 19 195,0 млн рублей", - отмечается в документе.

В целом на финансирование жилищного нацпроекта в 2021 году планируется предусмотреть более 97,5 млрд рублей, в 2022 году - более 120 млрд рублей, в 2023 году - более 172,8 млрд рублей.

При этом по федеральному проекту "Жилье" в 2021 году планируется сократить бюджет на более 3,3 млрд рублей до почти 26 млрд рублей, в 2022 году - на почти 3,3 млрд рублей до более 29,5 млрд рублей и в 2023 году - на более 3,5 млрд рублей до более 32 млрд рублей. Финансирование федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" планируется снизить в 2021 году на более 3,8 млрд рублей до более 39,7 млрд рублей, в 2022 и 2023 годах - по 4,5 млрд рублей до более 40,7 млрд рублей на каждый из годов. По проекту расселения из аварийного фонда в 2021 году сокращение бюджета будет на более 3,5 млрд рублей до более 31,8 млрд рублей, в 2022 году - на 61 млрд рублей до почти 50 млрд рублей. Это связано с перераспределением 50 млрд рублей из бюджета 2022 года в бюджет 2020 года для ускорения расселения аварийного жилья. Также в 2023 году бюджет программы сократят на 11,1 млрд рублей до почти 100 млрд рублей.