Что говорит подробнейшее исследование иммунитета? Главное о коронавирусе из зарубежных СМИ

Moderna объявила, что эффективность ее РНК-вакцины против COVID-19, по предварительной оценке, составляет 94,5%, а ранее BioNTech и Pfizer сообщили, что эффективность их препарата превышает 90%. Об этих разработках подробно пишет STAT (когда заметка была опубликована, BioNTech и Pfizer уточнили, что эффективность их вакцины — 95%, а в медицинском журнале The Lancet вышла статья с результатами второй фазы клинических исследований третьей вакцины — Оксфордского университета и AstraZeneca: она хорошо переносится пожилыми людьми и вызывает у них иммунный ответ).
- Похоже, вакцины Moderna и BioNTech/Pfizer примерно одинаково хороши. Первая также эффективна у пожилых и людей неевропейского происхождения, а в экспериментальной группе не было ни одного тяжелого случая COVID-19 (BioNTech и Pfizer позже уточнили, что их препарат действует одинаково независимо от возраста и происхождения людей, причем пожилые даже легче переносят вакцинацию; выявлен всего один тяжелый случай).
- Неизвестно, долго ли защищают обе вакцины. От этого зависит, как часто нужно делать прививки, сколько потребуется доз и как будет меняться риск передачи вируса. Также в ходе исследований искали прежде всего больных с симптомами — неизвестно, способны ли вакцины предотвратить инфекцию, а если нет, то насколько заразны вакцинированные.
- Насколько можно судить, обе вакцины безопасны. У них есть побочные эффекты, но не настолько серьезные, чтобы госпитализировать человека. Правда, с полной уверенностью о безопасности можно будет судить только через несколько месяцев и даже лет.
- Обе вакцины "знакомят" иммунную систему с белком, с помощью которого SARS-CoV-2 проникает в клетки. Это дает надежду на то, что вакцины с похожим принципом действия тоже будут эффективными.
- Если обе РНК-вакцины против COVID-19 действительно эффективны и безопасны, то эта технология может пригодиться для борьбы с другими болезнями. Moderna разрабатывает препараты против вируса Зика и цитамегаловируса, BioNTech — против рака, ВИЧ, гриппа. Но вакцины — только начало. РНК-лекарствами можно лечить болезни: как и РНК-вакцины, они служат "чертежами" для белков, которые производят наши клетки. Но если белок в организме сломан, то такие лекарства нужно принимать постоянно. Ни Moderna, ни BioNTech еще не проводили большие клинические испытания таких средств.
- Moderna и Pfizer собираются подать заявки на экстренное использование их вакцин. Управление по надзору за качеством продуктов питания и медикаментов США может их одобрить до конца года. Первые партии достанутся врачам и другим группам риска, а массовая вакцинация начнется в США не раньше весны. До конца 2021-го в сумме удастся произвести не больше 2,3 млрд доз обеих вакцин (одному человеку нужны две дозы), так что на все человечество их не хватит.
- Многие американцы не хотят вакцинироваться. Возможно, они изменят мнение, когда вакцины зарекомендуют себя хорошо.
Надежды на долгий иммунитет
SARS-CoV-2 — новый вирус, поэтому невозможно сказать наверняка, сохраняется ли долгосрочный иммунитет после инфекции или вакцинации. Судя по родственным коронавирусам, может выйти и так, и этак. Теми, что вызывают обыкновенную простуду, можно повторно заразиться спустя год после болезни или даже раньше. А после "атипичной пневмонии" (SARS) и ближневосточного респираторного синдрома (MERS) иммунные клетки остаются годами. Но свежие исследования позволяют рассчитывать, что после COVID-19 защита сохраняется надолго. Об этом пишет The New York Times.
Читайте также
Из-за коронавируса появляются вредные антитела? Главное о пандемии из зарубежных СМИ

В опубликованном на днях препринте (статье, которая еще не отрецензирована и не опубликована в научном журнале) американские ученые написали, что у большинства переболевших COVID-19 сохраняется "иммунная память". Некоторые участники исследования перенесли болезнь восемь месяцев назад. Один из авторов работы считает, что клетки иммунной системы будут годами предотвращать тяжелый COVID-19.
Ученые следили за уровнями четырех компонентов иммунной системы: антител, B-клеток (выделяют новые антитела) и двух типов T-клеток (регулируют иммунный ответ или убивают зараженные клетки). The New York Times называет это исследование самым подробным и продолжительным на данный момент. Концентрация антител у участников исследования медленно сокращалась, как и количество T-клеток, а B-клеток, наоборот, становилось больше.
Неизвестно, какие компоненты и в каком количестве нужны для надежной защиты. Опрошенные эксперты предполагают, что, даже если антитела не предотвратят инфекцию, большинство людей все равно справится с вирусом до того, когда начинаются осложнения COVID-19.
Результаты этого исследования согласуются с другими данными. Недавно ученые выяснили, что у перенесших "атипичную пневмонию" кое-какие иммунные клетки остались и спустя 17 лет после болезни. Летом еще одна команда исследователей сообщила, что клетки памяти после COVID-19 сохраняются как минимум три месяца. А в статье, вышедшей на прошлой неделе, говорится, что у переболевших есть клетки-киллеры, даже если антитела пропали.
Универсальная вакцина против коронавирусов
Один из экспертов The New York Times предполагает, что повторное инфицирование "простудными" коронавирусами часто происходит из-за генетических отличий одного и того же вируса; SARS-CoV-2 сравнительно стабилен, так что эта проблема не должна возникнуть. Но вакцины или что-то еще способны подтолкнуть эволюцию SARS-CoV-2. Решением могла бы стать универсальная вакцина против всех коронавирусов, пишет The Guardian.
Читайте также
Говорят, коронавирус с годами "ослабеет". На самом деле не обязательно

На сегодня нет ни одной одобренной вакцины, которая защищала бы от целого семейства вирусов. Против коронавирусов такая пригодилась бы особенно: за последние 20 лет с животных на людей перекинулись SARS-CoV, MERS-CoV и SARS-CoV-2. Нынешняя пандемия показала, что к встрече с новым (или изменившимся старым) патогеном лучше подготовиться.
Чтобы создать такую вакцину, у вирусов нужно найти общие и стабильные участки. Антитела, прикрепляющиеся к таким участкам, могли бы обезвредить вирусы. В последние годы были найдены антитела широкого спектра действия против ВИЧ и вирусов гриппа, а SARS-CoV и SARS-CoV-2, по словам одного из опрошенных экспертов, отличаются не больше, чем разные штаммы ВИЧ.
Проблема в том, что нужные участки SARS-CoV, MERS-CoV и SARS-CoV-2 покрыты сахаром, поэтому антителам трудно до них добраться. Компания DIOSynVax разрабатывает технологию, чтобы менять структуру этих сахаров. Другие сфокусировались не на антителах, а на T-клетках, которым оболочка вируса не помеха.
В The Guardian насчитали минимум разработчиков универсальных вакцин против коронавирусов. Ни один препарат еще не проверяли на людях, так что об эффективности и безопасности судить невозможно. Дело шло бы быстрее, если бы не перебои с финансированием. Новые вспышки привлекают внимание СМИ и ученых, но когда они заканчиваются, интерес пропадает, а деньги заканчиваются. Но пандемия затронула всех, так что в этот раз все может сложиться иначе.
Подготовил Марат Кузаев


