Все новости
Обновлено 

Ученые реконструируют судно, совершившее первый торговый рейс с Енисея на Балтику

Исследователи намерены создать точную копию шхуны "Утренняя звезда" к 2027 году - 150-летнему юбилею первого плавания шхуны

КРАСНОЯРСК, 24 апреля. /ТАСС/. Ученые Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) планируют к 2027 году реконструировать шхуну "Утренняя звезда", совершившую в 1877 году первый в истории торговый рейс из Енисейска в Санкт-Петербург. Об этом ТАСС сообщил доцент СибГАУ Александр Гончаров.

"Мы активно внедряем междисциплинарные подходы, такие как дистанционное зондирование земли, гидролокация, различные физические методы, помогающие установить историю производства и характеристики компонентов исторических судов. Эти исследования позволят в перспективе воссоздать подобное судно. В наших планах - реконструировать для проведения ряда исторических экспериментов первое русское судно - шхуну "Утренняя заря", прошедшее в 1877 году СМП (Северный морской путь) из Енисейска в Санкт-Петербург", - сказал Гончаров.

Он отметил, что сейчас идут архивные исследования, ученые ищут планы судна, технические характеристики, конструктивные особенности. Ученые рассчитывают к 2027 году - 150-летнему юбилею первого плавания шхуны - при поддержке Русского географического общества создать точную копию судна и повторить в порядке исторического эксперимента его маршрут на Балтику.

"Утренняя звезда" в 1877 году на средства купца Михаила Сидорова совершила первый коммерческий рейс с Енисея на Балтику по Северному морскому пути. Шхуна с экипажем из пяти человек за сто дней доставила в Санкт-Петербург различные товары из Сибири.

Поиски затонувших судов

Гончаров также сообщил, что осенью из Красноярска стартует экспедиция по поиску судов, потерпевших крушение на Енисее, в частности, российской шхуны "Северное сияние" и британского парохода "Роддам".

"Планируется комплексная экспедиция по поиску затонувших судов, прежде всего царского периода. Надеемся решить вопрос по покупке гидролокатора бокового обзора, что даст возможность существенно повысить качество исследований. В планах - поиски британского транспорта "Роддам", потерпевшего крушение в 1905 году", - сказал Гончаров.

Он отметил, что это часть многолетних исследований, проходящих в этих местах. В 2015-2016 годах ученые уже обнаружили остатки английских судов "Феникс" и "Темза". В этом году экспедиция должна стартовать в сентябре.

"Роддам" участвовал в крупнейшей экспедиции того времени. Шла русско-японская война, и Сибирская железная дорога была перегружена. Для доставки грузов по Северному морскому пути была направлена экспедиция из 23 пароходов, доставивших грузы из Европы в устье Енисея. На обратном пути пароход наскочил на мель и команда оставила судно.

Гончаров подчеркнул, что пароход имеет интересную историю. В 1902 году он был единственным судном, что сумело спастись из порта Сен-Пьер на острове Мартиника, когда произошло извержение вулкана Мон-Пеле. Тогда погибли почти 30 тыс. человек и 16 судов.

"Одна из задач - поиск "Северного сияния", экипаж которого почти полностью погиб во время зимовки 1876-1877 годов. В прошлом году мы думали, что нашли его остатки на одном из Бреховских островов, однако экспертиза показала, что найденные предметы относятся к двадцатым годам XX века. Возможно, что это следы одной из барж или исследовательских шхун того времени", - сказал Гончаров.

По словам ученого, исследование необходимо также для уточнения гидрографии нижнего Енисея. Выявленные памятники и проведенные исторические эксперименты, связанные с историей судоходства, навигации и картографии, также позволят открыть новые маршруты на севере Красноярского края, повысив туристическую привлекательность региона, отметил он.