Ученый: скифская династия из Тувы 600 лет правила на юге Сибири

Как сообщил Сергей Скобелев, в расположенной на севере Тувы "Долине царей" могут быть обнаружены ранее неизвестные курганы раннескифского времени
Курган Аржан в "Долине Царей" в Туве Владимир Смирнов/ТАСС
Описание
Курган Аржан в "Долине Царей" в Туве
© Владимир Смирнов/ТАСС

МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Изучение курганов скифского периода на юге Сибири позволило выяснить, что на протяжении шести веков этим регионом управляла династия из Тувы. Об этом во вторник ТАСС рассказал доцент кафедры археологии и этнографии Географического факультета Новосибирского госуниверситета Сергей Скобелев.

"Ранее проведенные исследования в "Долине царей" (комплекс курганов в Туве - прим. ТАСС) и хакасской местности "Барсучий лог" позволили ученым сделать вывод, что скифы завоевали территорию Хакасской котловины (Хакасско-Минусинская котловина на территории Хакасии и юга Красноярского края - прим. ТАСС), и на протяжении приблизительно 600 лет правящей династией на территории Хакасии были выходцы с территории Тувы", - сказал Скобелев.

Скифская культура в Сибири датируется первым тысячелетием до нашей эры. Считается, что она зародилась на территории Алтая и Тувы, откуда скифы начали продвижение на запад, достигнув в VIII веке до нашей эры Северного Причерноморья.

В расположенной на севере Тувы "Долине царей", названной так из-за большого количества курганов, были сделаны уникальные археологические находки. В Кургане Аржан-2 ученые нашли около 20 килограмм золотых изделий.

По словам Скобелева, в "Долине царей" могут быть обнаружены ранее неизвестные курганы раннескифского времени.

Загадки Тувы

Ранее ТАСС сообщил, что в 2018 году ученые России и Швейцарии планируют экспедицию к большому кургану раннескифского времени в Туве. По словам президента Русского географического общества (РГО) Сергея Шойгу, зарубежные специалисты предполагают, что там могла сохраниться органика из-за заболоченной местности и вечной мерзлоты.

По словам главы Тувы Шолбана Кара-оола, сенсационные находки в "Долине царей", вероятно, являются лишь одной из самых ярких загадок, которые подбрасывает науке Тува.

"Если бы не они, кто из историков мог допустить даже в гипотезах, что одна из древнейших и мощнейших цивилизаций в истории нашего мира - Скифия - вышла из этих краев, из нашей земли? Я прекрасно понимаю исследовательский азарт ученых. Они нашли в наших курганах конец нити, которая может привести к новым, быть может, не менее потрясающим открытиям", - сказал ТАСС Кара-оол.

Он добавил, что и жителям современной Тувы очень важно знать прошлое своей родины, своего народа. "Необходимы сведения, которые могли бы ответить на эти вопросы, позволили бы нам заглянуть не на один-два века назад, а гораздо глубже. Поэтому мы только приветствуем инициативу ученых", - сказал собеседник агентства.

Теги