Ученые определили готовность российских выпускников переезжать ради учебы

Единый экзамен не окончательно уравнял доступность вузов страны для абитуриентов: стоимость проживания на новом месте по-прежнему играет значительную роль в выборе мест учебы.
Редакция сайта ТАСС
31 августа 2018, 12:58
Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проверили свои предположения о том, какие основные факторы в последнее десятилетие влияли на образовательную мобильность абитуриентов — миграции молодых людей в другой регион ради получения высшего образования. Такими факторами были в первую очередь разница между прожиточным минимумом в регионах школы и высшего учебного заведения, средний размер заработной платы в том субъекте федерации, где расположен привлекательный для выпускника вуз, а также результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). Научная статья опубликована в Journal of Further and Higher Education.
Россия — государство, где разница в уровне жизни между отдельно взятыми регионами велика. Это накладывало отпечаток на образование выходцев из более бедных субъектов федерации. Им было сложнее поступить в престижные вузы, так как те расположены в более богатых городах и областях, и одна лишь поездка в другой регион, чтобы подать документы и сдать экзамены, для семей многих абитуриентов была слишком затратна, потому многие из них даже не предпринимали подобных попыток.В последние десятилетия шансы абитуриентов получить хорошее высшее образование попытались уравнять введением ЕГЭ. Если раньше каждая академия, институт и университет проводили для будущих студентов собственные экзамены, часто не совпадающие по формату с экзаменами по тому же предмету в других вузах, то с появлением единого госэкзамена это различие исчезло. Высшие учебные заведения России стали принимать абитуриентов по результатам единого государственного экзамена, где сложность всех вариантов одинакова, формат унифицирован, а большую часть оценивания проводит автоматическая система. А поскольку результаты ЕГЭ можно отправить в приемную комиссию любого вуза в электронном виде, отпадает необходимость лично приезжать на несколько дней для сдачи вступительных испытаний и тратить на это время и деньги.Кроме уровня школьного образования, которое отражают результаты ЕГЭ, на решение абитуриента переехать влияют и социально-экономические авторы. Авторы предположили, что этих факторов как минимум четыре:
  • уровень образования родителей бывшего школьника и уровень их доходов;
  • разница между средней заработной платой между регионами, где расположены школа и желаемый вуз (чем выше она во втором регионе, тем сильнее он «манит» абитуриентов);
  • различие в стоимости проживания в этих регионах (желающих переехать в «дорогой» субъект федерации меньше);
  • количество высших учебных заведений в потенциальном для переезда регионе (чем их больше, тем привлекательнее миграция туда).
Чтобы проверить свои гипотезы, авторы исследования в 2011 году дали 3827 девятиклассникам и их родителям из 42 субъектов федерации заполнить анкеты о доходе семьи и уровне образования ее членов, а через два года — поинтересовались у школьников, уже ставших одиннадцатиклассниками, в какой вуз они собираются поступать. Еще год спустя, в 2014-м, исследуемым звонили и спрашивали, куда они в итоге поступили, а также узнавали, сколько баллов они получили за ЕГЭ по русскому языку и математике — эти экзамены нужно сдавать для поступления практически на любую специальность. На этой стадии исследования осталось 1169 респондентов.
Выяснилось, что из перечисленных факторов на образовательную мобильность абитуриентов влияют в первую очередь (статистическая значимость фактора была p<0.01) разница между средним доходом семьи в «домашнем» регионе и регионе вуза и различие между прожиточными минимумами там же. Оказались важны и баллы за ЕГЭ — по крайней мере, по русскому языку. Чем лучше человек сдавал этот экзамен, тем больше была вероятность, что он попробует поступить в высшее учебное заведение другого субъекта федерации. Кроме того, мальчики оказались мобильнее девочек. Важно отметить, что 96 процентов опрошенных учились на очных отделениях, то есть большую часть времени они отводили занятиям и не могли работать. Значимость социально-экономического положения семьи абитуриента (т.е. наличие высшего образования у родителей и уровень семейного дохода) и разнообразие вузов в выбранном регионе играли роль далеко не всегда.Авторы объясняют полученные результаты следующим образом. Результаты ЕГЭ добавляют решимости для переезда в другой регион, но никак не влияют на финансовое положение абитуриента. А поступив в вуз, он вынужден первое время существовать за счет родителей, поскольку государственная стипендия не покрывает минимальные расходы на проживание. Соответственно, чтобы повысить образовательную мобильность при переходе от среднего образования к высшему, необходимо больше программ финансовой поддержки студентов. Светлана Ястребова