30 апреля 2015, 10:12

РОСФОТО открывает в Петербурге выставку фотографий Евгения Халдея "Знамя Победы"

Знамя Победы над Берлином . ТАСС / Евгений Халдей
Знамя Победы над Берлином
Сегодня Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО к 70-летию Победы открывает в Санкт-Петербурге персональную выставку классика советского фотоискусства военных лет Евгения Халдея

В экспозицию вошли уникальные фотоматериалы из фондов РОСФОТО и личной коллекции дочери фотографа – Анны Халдей. Ее отец – Евгений Халдей - с 1939 года работал фотокорреспондентом ТАСС. На выставке представлено более 100 работ, созданных Евгением Халдеем на протяжении всех 1418 дней войны, которые он провел на разных фронтах, не расставаясь с  верной "лейкой".

Как рассказала ТАСС куратор проекта Яна Романова, выставка начинается кадром, который Халдей сделал перед самым началом войны в Тарханах. На этом снимке простая русская женщина в платке смотрит на храм на заходе солнца. "Эта фотография как будто символизирует закат мирной жизни и предвещает страшные испытания, которые придется пройти людям", - считает куратор выставки.

Сразу после этой фотографии идет сцена, как москвичи слушают сообщение по радио о начале войны. Затем сама война во всех ее проявлениях. Боевые действия на Севере, последствия авианалёта на Мурманск - пожилая женщина уходит из разрушенного города, унося на плечах узел с вещами - всё, что у неё осталось. Далее - фотографии Заполярья, Баренцева моря, затем - Ростов-на-Дону. Там сделан страшный кадр, в центре которого убитый ребенок.

"Эту тяжелую по содержанию работу решили повесить в центре композиции, чтобы показать, что война — это не только сражения, подвиги и победа, а, в первую очередь, это трагедия", - сказала Яна Романова.

На снимках мастера запечатлены все стороны войны - от страданий мирного населения, подвигов простых солдат до встреч союзников на высшем уровне на Ялтинской, Потсдамской конференции. Но главная работа фотографа, прошедшего вместе с армией всю войну - от Мурманска до Берлина - было Знамя Победы.

"На этой фотографии, сделанной 2 мая 1945 года, не те канонические изображения Егорова и Кантарии, с которыми все привыкли ассоциировать взятие Берлина, а изображение другого солдата на крыше Рейхстага", - рассказала куратор. Известно, что Халдей сам сшил знамя для того, чтобы по-своему запечатлеть исторический момент. Он специально нашел солдата, который  позировал ему с самодельным знаменем в руках. "Да, это, как сейчас говорят, "постановочное фото". Но это ничуть не умаляет ни его исторического, ни художественного значения. На снимке очень четко выверена композиция, даже угол наклона знамени", - отмечает куратор. В экспозицию включено несколько снимков, сделанных Халдеем со знаменем Победы.

Фотографии последнего раздела выставки отражают, чем кончилась война для тех, кто ее развязал: Нюрнбергский процесс, нацист, расстрелявший свою семью и застрелившийся сам... И финальный кадр — повторение сюжета картины Верещагина "Апофеоз войны", только на фотографии Халдея грудой лежат не черепа, над которыми кружатся вороны, а немецкие каски.

Выставка пройдет в музейно-выставочном центре РОСФОТО (Санкт-Петербург, Большая Морская, 35) с 30 апреля по 25 июня 2015 года.

Биографическая справка

Евгений (Ефим) Халдей (1917–1997) родился в Юзовке (ныне Донецк). Первый снимок он сделал в тринадцать лет, а в восемнадцать лет уже работал фотокорреспондентом и печатался в украинских газетах. Вскоре его снимки появились и в московских изданиях. Известность к Евгению Халдею пришла уже как к военному фотокорреспонденту ТАСС.

Его военные фотографии стали ценнейшим историческим свидетельством. Он прошел путь от Мурманска до Берлина, тысячи километров на кораблях, самолетах, машинах, танках, оленях и пешком по дорогам войны. Сотни метров отснятой пленки запечатлели Керчь, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Кубань, Ялту, Севастополь, Болгарию, Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию, Германию, Потсдам, Харбин, Порт-Артур, Париж и Канны. Некоторые его снимки были предъявлены в качестве доказательственных материалов на Нюрнбергском процессе.