Потенциал российской благотворительности обсудили участники онлайн-встречи "Зоны роста: как причинить максимум добра". Ее провел сегодня фонд "Друзья" совместно с информационным агентством ТАСС, а также экспертами из бизнеса, медиа и благотворительности. Событие прошло в рамках серии бесплатных образовательных семинаров фонда и Московской школы профессиональной филантропии.
Во встрече приняли участие автор исследования "Зоны роста", операционный директор группы "Кашемир и Шелк" Дмитрий Саава, заместитель главного редактора ТАСС Дарья Пенчилова, генеральный директор Национальной Медиа Группы Ольга Паскина, основатель и президент фонда борьбы с инсультом "ОРБИ" Дарья Лисиченко, член совета директоров "Альфа-банка" Алексей Марей, глава Mastercard Россия Алексей Малиновский. Модератором дискуссии выступила проректор по развитию и координации Московской школы управления "Сколково" Светлана Миронюк.
Участники встречи обсудили, как привлечь внимание доноров и меценатов к так называемым "слепым зонам" – проблемам, которые лучше всего решаются с помощью пожертвований, но не получают достаточного внимания. На встрече также состоялась презентация исследования "Зоны роста", проведенного фондом "Друзья". Его результаты легли в основу спецпроекта ТАСС, который с помощью интерактивных графиков и статистики показывает важность осознанного отношения к благотворительности.
Рассказывая об основных выводах исследования, Дмитрий Саава отметил, что у разных благотворительных программ – разная эффективность, поэтому ее "обязательно нужно измерять". Вместе с тем в России практически нет серьезных исследований, которые бы оценивали социальный эффект таких программ. "Зоны роста" как раз и посвящены изучению направлений с наибольшей предельной эффективностью вложенного рубля.
По словам Дарьи Пенчиловой, спецпроект ТАСС "Как причинить максимум добра?" рассказывает о том, что важно не просто жертвовать деньги, но и обращать внимание на то, насколько эффективно они расходуются. "Мы привыкли, что для медиа тема благотворительности – это территория эмоций. Журналист не хочет чувствовать себя бухгалтером, когда он идет в эту сферу. В России нет аналитических проектов на эту тему, поэтому представленный подход для нашей страны – это новаторство", – сказала Пенчилова. По ее словам, спецпроект ТАСС – это попытка измерить то, что происходит в сфере благотворительности, и приглашение СМИ к системному разговору на эту тему.
Как отметила Дарья Лисиченко, "многие люди не помогают, потому что не осознают эффекта этой помощи – нужно больше информации об этом". Модератор встречи Светлана Миронюк призвала СМИ к более активному участию в развитии российской благотворительности: "Мы продолжаем думать о медиа как о ресурсе, который подсветит тему, а наши СМИ уже давно доросли до более системного и партнерского подхода к филантропии".
Участники встречи сошлись во мнении о том, что нужна консолидированная информационная работа, которая поможет потенциальным донорам сделать осознанный выбор, а также привлечь новых активистов. "Медиа должны стать полноценным игроком в сфере социальных изменений и объединиться во благо обществу, – отметила Ольга Паскина. – Если медиа станет партнером для благотворительных фондов, то это качественно изменит роль и значение того, что мы делаем".
Ее поддержала Дарья Пенчилова, отметившая, что "медиа здесь не конкуренты, медиа здесь партнеры". По ее словам, СМИ нужна общая площадка, на которой они могут объединить свои усилия, договариваясь о том, на каких темах и направлениях нужно делать акцент. По мнению заместителя главного редактора ТАСС, такая совместная работа позволит добиться системных сдвигов в "зонах роста" уже в ближайшие 3-5 лет.
Алексей Малиновский согласился с тем, что 5 лет – это средний срок, в течение которого могут произойти заметные изменения, но обратил внимание, что его могут ускорить новые непредвиденные факторы. "Я думаю, что пандемия коронавируса – это один из тех катализаторов, которые на многое заставят посмотреть по-другому", - отметил он. Более осторожный прогноз дал Алексей Марей, который оценивает этот срок в 10 лет. "Мне хочется верить, что в нашем обществе развиваются темы инклюзивности и толерантности и что все большее количество компаний будут заниматься социальными проектами не потому, что это нужно и этого требуют инвесторы, а потому, что это правильно", – считает член совета директоров "Альфа-банка".
Сославшись на опыт зарубежных стран, Дмитрий Саава высказал мнение, что при наличии общей воли решить проблемы "слепых зон" можно в сравнительно короткое время. "Наше отставание в этой сфере по многим параметрам настолько сильное, что решительными и интенсивными действиями можно за несколько лет кардинально поменять ситуацию", – считает автор исследования.