Все новости

Федеральные центры научно-методического сопровождения учителей создадут на базе педвузов

Вузы должны будут стать площадкой по разработке научных основ для развития системы образования

МОСКВА, 30 октября. /ТАСС/. Федеральные центры научно-методического сопровождения педагогов будут созданы на базе педагогических университетов России. Об этом в пятницу сообщила замдиректора по развитию дополнительного профессионального образования "Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования" Министерства просвещения РФ Надежда Родина в ходе II Всероссийского форума центров "Точка Роста". Это часть масштабной работы по развитию педагогического образования министерства просвещения, в ведение которого с этого года перешли государственные педагогические университеты.

"В России будут создаваться федеральные центры научно-методического сопровождения педагогов на базе организаций высшего образования. Эти вузы должны будут стать площадкой по разработке научных основ для проведения научных исследований, которые станут полезными для развития системы образования", - пояснила Родина. 

Она уточнила, что на региональном уровне система научно-методического сопровождения будет представлена в лице институтов развития образования и институтов повышения квалификации, на базе которых создадут центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, а также на базе методических советов, методических кабинетов и педагогических объединений, которые уже сейчас работают в российских регионах. 

"Основным координатором единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров выступит Академия реализации государственно-образовательной политики и профессионального развития педагогических работников", - уточнила спикер. 

О работе Академии

По словам Родиной, для выстраивания системы координации учителей в июле 2020 года Академия запустила программу повышения квалификации педагогов на тему совершенствования предметных и методических компетенций. Программа подразумевает повышение квалификации учителей в муниципалитетах, а также создание сети тьюторов по пяти образовательным предметам — русский язык, математика, физика, химия и биология. 

"Мы реализуем самую масштабную программу повышения квалификации педагогов, в перспективе мы надеемся, что это будет полезно для учителей из "Точек Роста". В рамках этого курса мы приступили к созданию сети тьюторов по пяти предметам. Тьюторы — это не просто методисты, это учителя-практики, обучающиеся которых уже демонстрируют высокие результаты. Это учителя, которые проявили себя как специалисты в области методического сопровождения, а также это специалисты, которые являются членами экспертных комиссий", - отметила Родина, добавив, что в курсе задействованы более 48 тыс. педагогов со всей страны. 

В ближайшее время, по словам Родиной, число тьюторов будет увеличиваться, чтобы оказывать методическую поддержку и сопровождать педагогов в рамках курсов повышения квалификации и за их пределами, а также помогать учителям из регионов координироваться с Академией.  

Дополнительные инструменты 

В настоящее время, по словам Надежды Родиной, Академия также проводит образовательные семинары для представителей педагогических вузов и организаций дополнительного профессионального образования педагогов, в рамках которых для участников создаются условия для сетевого взаимодействия, а также единое научно-методическое пространство, дискуссионная площадка и экспертное сообщество. 

"Это такая дискуссионная площадка, на которую мы приглашаем поделиться своим опытом представителей из регионов, поэтому участие в семинарах региональных координаторов "Точек Роста" и их опыт был бы крайне полезным для участников семинара", - пояснила она. 

Еще одним проектов Академии является бесплатный курс дистанционного обучения в общеобразовательных организациях. Старт курса запланирован на 2 ноября 2020 года, программа подойдет для педагогов, которые испытывают определенные трудности в организации эффективных уроков в дистанционном формате.

"За 7 недель преподаватели смогут узнать об инструментах построения современного урока с использованием различных образовательных технологий и приемов, об эффективном взаимодействии с родителями при дистанционном обучении, а также научиться другим актуальным для этого периода навыкам", - резюмировала Родина. 

"Точки роста" в сельской местности

Особое внимание на Форуме было посвящено дополнительному образованию в сельских школах. Директор "Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий" Оксана Гончарова рассказала о статистике дополнительного образования в России. По её словам, ДПО сегодня – пространство для самого современного развития ребенка, и к 2019 году более 26 миллионов детей занимались в системе Дополнительного образования. Гончарова отметила, что новые крупные Федеральные проекты призваны разрешить проблемы социального и территориального неравенства в доступе к качественным программам дополнительного образования детей. "Социологические опросы показывают, что на данный момент различия посещения детьми дополнительных занятий между сельской местностью и городами стала довольно быстро сглаживаться" - сказала Гончарова.

Новаторскую методику обучения детей представил руководитель центра "Точка роста" Томской области Сергей Назаркин. Он рассказал о возможности повышения мотивации детей в сельских школах при помощи командной проектной работы. В его уроки входят: мотивация, соревнование игра и освоение материала, где каждый выполняет отведенные ему роли, а в конце команда совместно защищает проект. "В "Точке роста" учитель перестает учить и создает среду для самостоятельного образования. Каждый урок превращается в этап жизненного цикл с обязательным поиском информации, исследованием, получением и представлением продуктового результата. Главное, по итогам такой работы сформируются компетенции, и со временем придет и опыт, и качество" - рассказал Назаркин.

Также "Точки роста" сотрудничают с детскими организациями для развития сельских школ. В своем выступлении директор "Российского движения школьников" Ирина Плешева рассказала о проектах, которыми сейчас занимается РДШ совместно с партнерами в поддержку развития образования школ в сельской местности. Среди них и организация в компьютерных классах мастер-классов и киберспортивных турниров в сельских школах, и подбор книг для "Библиотеки продвинутого школьника", и разработка материалов и программы для уроков физики, посвященных атомной промышленности России.

Кроме обсуждения решения проблем сельских школ на форму также были подняты вопросы нового подхода к содержанию и преподаванию учебного предмета "Безопасность жизнедеятельности". Учителя и методисты предлагают помимо технических, технологических и прочих опасностей связанных с поведенческой средой разговаривать с учениками в рамках курса ОБЖ о психологических, социально-психологических феноменах, которые в современном мире нельзя игнорировать, и обсуждать с детьми, как избегать некорректного воздействия на человека, токсичного общения и в том числе, современные формы интернет-манипуляций.

О форуме

II Всероссийский форум центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка Роста" прошел в онлайн-формате 30 октября. В рамках семи тематических сессий координаторы региональных сетей, руководители центров, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования вместе с экспертами в области образования и воспитания обсудили итоги второго года реализации нацпроекта "Образование" в сельских территориях, перспективы единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих команд, актуальные проблемы воспитания и дополнительного образования в сельской школе, а также поделились опытом и практическими наработками педагогов и руководителей Центров "Точка роста" за 2019 год в рамках тематических сессий. 

В рамках нацпроекта "Образование" в России функционирует федеральная сеть центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в 5 тыс. школах сельских территорий и малых городов. В "Точках роста" Министерства просвещения России на современном оборудовании школьники изучают предметы "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также занимаются в кружках цифрового, естественнонаучного, гуманитарного и технического профилей.

"Точки роста" создаются по всей стране как пространство для выполнения детьми проектной деятельности, как место социализации и самореализации, для поддержки развития талантов, и, в том числе, на развитие детских сообществ и детских организаций. Региональные центры развития "Точки роста" позволяют использовать учителям современные образовательные технологии, и обеспечены различным современным оборудованием, которое направлено на отработку навыков учащимися.