Сергей Ямкин: наша задача стимулировать людей создавать новую Арктику

Председатель Законодательного собрания ЯНАО дал интервью ТАСС по итогам своего доклада на пленарном заседании VI Международного Арктического Саммита АРКТИКА-2022 в Санкт-Петербурге
Редакция сайта ТАСС
09 июня 2022, 13:40

Сергей Ямкин

— Сергей Миронович, последние годы много говорится об Арктической повестке. Что сейчас требуется от региональных законодателей в связи с ней?

— Ямал полностью отнесен к Арктической зоне Российской Федерации. Утверждение президентом страны Основ государственной политики в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны России придала государственной политике четкий вектор. Работа по развитию территорий Крайнего Севера стала поступательной и комплексной. В прошлом году мы синхронизировали с государственной стратегией региональные долгосрочные планы до 2035 года. Она тесно скоординирована с системой стратегических целей России в арктических широтах.

— Обстановка с начала года в мире значительно изменилась. Какие ключевые направления для Ямала остаются в силе, а что меняется?

— Для Ямала ключевые направления - это развитие экономики, повышение уровня жизни, экологическая безопасность, рациональное природопользование, сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера. Эти цели остаются неизменными даже в новых экономических и политических реалиях.

— Что привлекает на Ямал инвесторов?

— Масштабные инвестиционные проекты, в числе которых Ямал СПГ, Арктик-СПГ, освоение месторождений Обской губы, развитие морского порта Сабетта, нефте- и газохимических производств, позволили сосредоточить на Ямале 64% инвестиций всей Арктической зоны. Инвесторов привлекают понятные правила и беспрецедентные налоговые льготы, в том числе для малого и среднего бизнеса.

На Ямале есть практика разработки и реализации регионального законодательства в сфере инвестиционной активности. Реализуется пилотный проект по внедрению регионального инвестиционного стандарта. Этот продукт призван обеспечить здоровую конкуренцию между инвесторами. Формируется инвестиционная декларация, содержащая обязательства руководства региона и долгосрочные планы социально-экономического развития. Эта работа ведется в активной сверке с текущей макроэкономической ситуацией.

— Как реагируют законодатели на изменения условий деятельности бизнеса, в том числе МСП?

— В регионе реализуются меры поддержки, которые позволяют малому и среднему предпринимательству быстрее адаптироваться к работе в ситуации экономической неопределенности. В число наиболее ценных федеральных и региональных мер господдержки предпринимательского сообщества относятся налоговые послабления, льготные программы кредитования, мягкие условия в системе государственных закупок и индивидуальные, точечные отраслевые меры поддержки. Кроме того, на Ямале поддерживают резидентов Арктической зоны РФ.

Коллеги из других арктических субъектов хорошо понимают и поддержат меня в том, что роль региональных и муниципальных властей не ограничивается созданием условий для инвесторов. Часто именно губернаторы и региональные правительства выступают генераторами идей, архитекторами проектных конструкции и локомотивами их дельнейшего продвижения.

В качестве примера могу привести сооружение моста через реку Пур, который был построен в рекордные сроки с использованием механизма государственно-частного партнерства. Решающее значение в этом проекте стала работа губернатора Дмитрия Андреевича Артюхова, который сумел совместить интересы инвестора, логистические потребности нефтегазовых корпораций и запросы жителей автономного на беспрерывное автомобильное сообщение. Для ямальцев проезд по мосту бесплатный. Для транспорта организаций преодоление реки стало значительно дешевле. Но самое главное - мы обеспечили безопасность и круглогодичную доставку грузов для освоения нефтегазовых месторождений Тазовского и Гыданского полуострова.

— В последние годы все причастные страны вообще существенно продвинулись в понимании значимости для себя Арктических территорий…

— Да, это очевидно. В нашей стране многое сделано для стимулирования деловой активности. Но каждый инновационный проект в Арктической зоне все равно выявляет лакуны нормативно-правового регулирования, которые для общего успеха необходимо оперативно заполнять. Пуровский мост не удалось бы построить без слаженной работы региональных и федеральных законодателей по разработке и принятию поправок в федеральный закон, позволяющим создавать участки платных дорог без альтернативных проездов.

Как пример: при решении задачи развития сетей связи правительство ЯНАО уже дважды вынуждено было отказаться от рассмотрения экономически-эффективных проектов ГЧП по созданию межмуниципальных линейных объектов. К сожалению, для их создания существующее законодательство о государственно-частном партнерстве практически не применимо. У регионов и муниципалитетов нет возможности работать на лесных участках.

— Каковы перспективы решения такого рода проблем?

— Реалии Арктики таковы, что мы должны быть готовы на системной основе оперативно реагировать и разрешать ситуации, препятствующие эффективной реализации стратегических приоритетов. Сегодня целесообразно признать, что развитие Арктической зоны будет требовать развития общего правила или создания специального правового режима.

Подписанный президентом России 22 мая перечень поручений по итогам совещания по вопросу развития Арктической зоны дает в этом году старт строительству Северного Широтного хода. Но это не только создание транспортной и сопутствующей инфраструктуры. Будущее Арктики напрямую связано с профессионалами, и основная задача современности - закрепить молодых в высоких широтах, создать условия для жизни, работы, самореализации.

— Да, и глава Ямала уделяет вопросу кадрового насыщения Ямала молодыми специалистами очень большое внимание…

— Сегодня отток молодого населения происходит во всех арктических регионах России. Государство и бизнес выстраивают систему материального стимулирования и социальных лифтов. В лучшем случае это стабилизирует, но не решает проблему. Современную молодежь сложно удивить ранним выходом на пенсию, достаточно высоким уровнем зарплат и продолжительным отпуском. Сегодня для молодых принципиально важен карьерный рост, безопасность, культурный досуг и участие в общественной жизни. Об этом часто говорит наш губернатор.

Ямал является одним из самых молодых регионов страны: из 547 тыс. населения, каждый третий - в возрасте от 14 до 35 лет, а средний возраст ямальцев всего 34 года. Округ входит в немногочисленную группу субъектов с постоянным положительным приростом населения. Тем не менее, в последнее время специалисты фиксируют образовательную миграцию: получив высшее образование многие решают строить карьеру в крупных мегаполисах.

Ямальские власти предпринимают беспрецедентные меры, чтобы подготовленные и востребованные специалисты приезжали трудиться в округ. За последние 10 лет приняты 45 мер дополнительной региональной социальной поддержки населения, адресатами которой в большинстве своем стали семьи с детьми и молодежь. Для молодых профессионалов сформирована система мер материального и нематериального стимулирования. С 1 января 2020 года изменился принцип накопления северного коэффициента для работников бюджетной сферы. Если раньше зарабатывать "полярки" нужно было пять лет, то сейчас максимальную надбавку в 80% с первого дня работы получают все работники бюджетной сферы. Надеемся, что такая мера будет принята для специалистов федеральных структур. В марте Глава государства эту идею уже поддержал.

— Для молодых специалистов одним из решающих аргументов является жилье. Как решаются эти вопросы?

— За последние два десятилетия на Ямале построено рекордное количество жилья, а это значит, у молодых есть реальный шанс начинать семейную жизнь в своей квартире. По инициативе ямальцев самый высокий в стране региональный материнский капитал теперь можно потратить на покупку или строительство частного деревянного дома. В прошлом году принят уникальный региональный закон о "чумовом капитале". Полный комплект для строительства чума - это шесты, нюки из оленьей шкуры и брезента, печку и двое нарт - стоимостью больше полумиллиона рублей получают молодые семьи кочевников при рождении третьего ребенка.

При этом мы начинаем разворачивать большой проект по строительству арендного жилья. Не каждая семья имеет мотивацию к приобретению в собственность недвижимости на территории округа ввиду ее высокой стоимости, а также ярко выраженной трудовой миграции как внутри округа, так и за его пределы. Но округ заинтересован не только в бюджетниках. Ямалу нужны высококвалифицированные специалисты для предприятий ТЭК и сервисной инфраструктуры. Планируется к 2028 году сформировать почти 100 тыс. кв. м такого жилья. А сам проект предполагается сделать в итоге финансово независимым.

— Что вы считаете главным в инвестировании в человеческий капитал?

— Мы видим необходимость создания тех самых условий, при которых проживающий в Арктике человек не чувствовал себя обделенным в возможностях, которые предоставляют мегаполисы. Это делать непросто. К примеру, мы стараемся привлечь на потребительский рынок Ямала известные бренды. Ведем переговоры и выстроили систему государственной поддержки в приобретении франшиз и льготного кредитования. И в этом есть экономический смысл. По нашим оценкам только 27% доходов населения тратится на территории автономного округа. Остальное либо накапливается, либо вывозится за пределы региона. Другими словами, жители тоже являются инвесторами. И наша задача стимулировать людей вкладываться в то место, где они живут, создавать новую Арктику.