На конференции в ТАСС обсудили результаты проекта "Университет Future Skills"
Эксперты рассказали о развитии практико-ориентированной подготовки по перспективным компетенциям в вузах и особенностях внедрения навыков будущего в систему высшего образования
ТАСС, 26 октября. В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная промежуточным результатам проекта "Университет Future Skills" и дальнейшим планам внедрения перспективных компетенций в программы обучения вузов.
С 2021 года Министерство науки и высшего образования РФ, Агентство развития навыков и профессий, а также университеты - федеральные центры реализуют проект по внедрению образовательных программ по компетенциям Future Skills в российские высшие учебные заведения. Цель проекта - развитие и распространение в системе высшего образования лучших практик подготовки по перспективным профессиям и навыкам. Основными задачами являются разработка образовательных модулей и методических материалов, методическое сопровождение вузов в процессе актуализации образовательных программ и внедрения разработанных модулей, разработка программ развития в университетах и оценка навыков студентов с помощью промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена. В 2022 году в проекте приняли участие более 50 вузов. Федеральными центрами реализации проекта стали Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Дальневосточный федеральный университет, Южный федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Севастопольский государственный университет.
В рамках пресс-конференции выступили заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев, генеральный директор Агентства развития навыков и профессий, директор дивизиона "Кадровый потенциал" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Роберт Уразов, а также ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина. Они рассказали о развитии практико-ориентированной подготовки по перспективным компетенциям в вузах, целях и ключевых результатах проекта в 2022 году и особенностях внедрения навыков будущего в систему высшего образования.
"Компетенции будущего сегодня входят в плоть и кровь российской экономики. Мы продолжаем в этой связи плотно работать над задачами технологического суверенитета. Мы понимаем, что решения и инновационное развитие базируются на новых знаниях и технологиях, поэтому наша задача - готовить выпускников с уже сформированными умениями и навыками, способных сразу же их применять в своей профессиональной деятельности. И Future Skills для нас - полигон для отработки такого рода программ", - подчеркнул Дмитрий Афанасьев.
В первый год реализации проекта были разработаны рабочие программы образовательных модулей, учебные пособия, методические рекомендации по 25 компетенциям Future Skills и осуществлена их апробация в пяти университетах. По итогам прохождения обучения 1250 студентов сдали демонстрационный экзамен. В 2022 году проходит разработка и апробация образовательных модулей еще по 18 компетенциям Future Skills с последующим проведением демонстрационных экзаменов для 900 обучающихся в конце года.
"Способность нашего высшего образования создавать новые профессии и новые технические решения является фактором конкурентоспособности технологического суверенитета и стимулирует госкорпорации меняться изнутри. Российские вузы готовы не просто обслуживать отрасли, но и подталкивать их как к использованию решений из соседних отраслей, так и тех научно-технологических достижений, которые уже существуют в наших передовых университетах", - сказал Роберт Уразов.
Помимо разработки образовательных модулей, осуществляется масштабирование полученного в ходе реализации проекта опыта на 50 организаций высшего образования. Университеты сформировали программы развития навыков будущего и актуализируют учебные планы для проведения обучения по компетенциям Future Skills 5 тыс. студентов в 2023 году. В рамках проекта также проводится семь образовательных программ ДПО в формате Future Skills Camps с участием зарубежных студентов с целью тиражирования отечественного опыта подготовки и разрабатывается пять новых компетенций в области искусственного интеллекта и регенеративной экономики.
"Проект включает не только внедрение программ, но и переподготовку профессорско-преподавательского состава. Масштабирование проекта на всю страну идет полным ходом. Все запланированные показатели выполнены. Уже 50 университетов из 43 регионов РФ присоединились к пяти университетам. По результативности прошлого года студенты, прошедшие программу, показывают свою эффективность. На текущий момент работа идет по 43 компетенциям Future Skills", - рассказала Юлия Антохина.
Говоря о компетенциях Future Skills, Дмитрий Афанасьев подчеркнул важность не количества, а содержания. "Дело не в новых наименованиях, а в оперативном реагировании на возникающий на рынке спрос на эти профессии и на эти компетенции. Это не количественное расширение, а качественная трансформация и системы подготовки, и системы быстрого реагирования на новые технологические уклады и новые рынки, - отметил он. - Традиционно образование всегда воспроизводило сложившиеся практики и знания в следующие поколения. Сейчас же мы должны и производить это знание, и конструировать лучшие практики, и тут же их делать предметом масштабирования и распространения. Эта смена парадигмы требует изменений в сознании, культуре, в привычках поведения, и неслучайно было подчеркнуто, что первыми откликаются как раз молодые преподаватели, аспиранты, старшекурсники, открытые к новому цифровому миру и более подвижные.
Роберт Уразов, в свою очередь, добавил, что базовый принцип Агентства развития навыков и профессий - работать не с организациями, а с людьми, ведь за каждой компетенцией стоят конкретные люди, которые вносят в нее содержание, практики и проектировки, актуальные на текущий момент: "Мы объединяем одновременно и тех, кто использует эти решения, - работодателей, инженерный состав компаний, и тех людей, которые разрабатывают решения, - разработчиков и производителей технологий, а также тот профессорско-преподавательский состав, который заинтересован не только в том, чтобы воспроизвести практику, не только ее улучшить, но и предложить какие-то решения, которые в принципе не встречаются сейчас в экономической природе. Тем самым возникает устойчивая экосистема, которая позволяет передавать и воспроизводить себя, а с другой стороны, находится в регулярном цикле непрерывных улучшений".