ТАСС, 5 декабря. В рамках работы II Конгресса молодых ученых 3 декабря состоялась сессия "Возможно ли технологическое будущее без понимания исторического прошлого?". Участники мероприятия обсудили смыслы, которые несет в себе история науки и какую роль они играют в создании фундамента для будущего российской науки. Мероприятие прошло в формате блиц-ответов на три вопроса дискуссии, заданных модератором сессии Алексеем Паевским, со-основателем, главным редактором Neuronovosti.Ru, руководителем проектов "Живая история науки", "Десять лет истории науки" и "История нейронаук в биографиях".
Инициатива Десятилетия науки и технологий "Работа с опытом" включает в себя популяризацию истории отечественной науки, распаковку опыта поколений советских и российских ученых, работу с историческими архивами - перевод в цифровой формат документов и публикаций, систематизацию, описание и наглядное представление итогов этой работы.
В мероприятии приняли участие декан химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент Российской академия наук Степан Калмыков, директор Санкт-Петербургского филиала института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской академии наук Надежда Ащеулова, директор международного гуманитарного института Самарского государственного медицинского университета Сергей Занин, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Александр Карауш, директор Института всеобщей истории Российской академии наук Михаил Липкин, председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский и младший научный сотрудник Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы Анна Хоружая. Ответственный редактор издательства "Большая российская энциклопедия" Сергей Кравец присоседился к обсуждению по видеосвязи.
Участникам мероприятия представилась возможность ответить для себя и аудитории на вопрос, раскрывающий суть Инициативы Десятилетия "Работа с опытом": какие задачи решает история науки для общества, государства и научного профессионального сообщества? Ведущий мероприятия разделил опрос на три блока - по каждому из субъектов исследования.
Так, в рамках первого блока исследования задач, которые решает история науки для общества, участники говорили о популяризации науки в обществе, о мотивации подростков выбирать научную карьеру через гордость за достижения ученых, о роли преемственности поколений ученых и ощущении сопричастности и ответственности за то, как общество распорядилось научным наследием. Яркий и емкий комментарий в обсуждении этого трека дал директор Международного гуманитарного института Самарского государственного медицинского университета Сергей Занин: "Одержимость общества наукой способствует ее развитию и повышению ценности научного знания". Директор Санкт-Петербургского филиала института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской академии наук Надежда Ащеулова отметила: "Лекции ученых для населения, звучащие на понятном большинству языке и открытие музейных площадок, которые рассказывают об истории каждого направления научного знания - сильные инструменты взаимодействия науки и общества, которые работали и в 1916 году и будут работать сейчас".
Отвечая на второю часть вопроса, посвященного задачам, которые решает история науки для государства в контексте аппарата управления, участники дискуссии отметили важность исторического научного опыта для ответа на вопросы современности при решении задач государственной важности: обеспечения всестороннего государственного суверенитета, поиска причин "демографических провалов" среди научного сообщества, определения стратегии популяризации науки. Так, декан химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент Российской академия наук Степан Калмыков отметил: "Государство, в непростых условиях больших вызовов, может получить важную информацию о том, как наши предки принимали решения и в очень тяжелых условиях делали огромные вещи, которые обеспечили реальное существование страны, ее обороноспособность и суверенитет". Ответственный редактор издательства "Большая российская энциклопедия" Сергей Кравец обобщил общий вектор высказываний: "Счастливо то государство, в котором наука является его опорой".
В заключении участники сформулировали задачи, которые решает история науки для научного сообщества и определили инструменты, с помощью которых можно повлиять на создание единого информационного поля - комплекса мероприятий научного характера и создания независимого издания. Кроме того, наиболее ценный вклад история науки сможет внести в деятельность ученых через возможность работы с архивами - учиться действовать и решать нетривиальные задачи у своих именитых предшественников.
С подробной информацией о Конгрессе молодых ученых можно ознакомиться на официальном сайте: конгресс.наука.рф.
Возрастная категория: 6+