30 ноября 2023, 12:37

Представлены результаты исследования медиатрендов российской информационной среды

Председатель АКОС, генеральный директор PR News Лилия Глазова отметила, что современная медиасреда подвергается большим изменениям

ТАСС, 30 ноября. Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), "Вместе медиа" (АНО "ЦНРМ"), коммуникационное агентство PR-Consulta и исследовательская компания PR News представили результаты исследования актуальных медиатрендов для российской информационной среды. Исследование, в котором приняли участие 411 представителей СМИ и специалистов по коммуникациям, проводится второй год подряд. Об этом сообщили в АКОС. 

2-ой ежегодный опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям показал, что 57% респондентов отмечают потерю монополии на новости со стороны традиционных СМИ как ключевой тренд современных медиа. Этому способствует переход аудитории в мессенджеры, в частности в Telegram, и рост конкуренции между авторскими каналами и медиа.

В этом году определились сразу два ключевых тренда, голоса за которые отдали более 50% участников опроса. Ведущая тенденция, отмеченная 57% респондентов, - потеря традиционными СМИ монополии на новость из-за перехода аудитории в мессенджеры и роста конкуренции между авторскими каналами и медиа. Вторым по значимости трендом более половины участников опроса (51%) назвали усиление цензуры и, как следствие, осторожную позицию редакций и сужение тем для экспертной журналистики.

К трендам второго уровня были отнесены тенденции, значимые для более трети респондентов, а именно: 46% отметили зарегулированность (законы о СМИ, маркировке рекламы, формирование и расширение списка нежелательных организаций создают зону для непонимания); 43% считают, что учредитель или крупные спонсоры влияют на редакционную политику, а некоторые невыгодные им темы не освещаются; 36%, называют зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ; 35% говорят о снижение привлекательности журналистики как профессии для молодых специалистов.

Группу третьего уровня сформировали нишевые тренды, за которые проголосовали менее трети респондентов. Так, недостаточную или некачественную проверку источников и фактов отмечают 34% респондентов; кликбейты и сенсационность - 33%; приоритезацию видеоконтента и рост количества подкастов - 27%, а умышленное использование неполных данных, отказ от использования данных противоположной точки зрения и создание субъективной причинно-следственной связи - 26%.

Представители медийного сообщества и коммуникационной отрасли совпали в оценке топ-5 трендов в медиа. Если говорить про отличия в оценках, то журналистское сообщество более остро реагирует на все внешние факторы (изменения законов, структуры рынка и т.д.) и состояние профессии, в то время как специалисты по коммуникациям чаще обращают внимание на манипулятивный и предвзятый характер формирования дискурса, на изменение формата коммуникаций и качество контента.

"Второй год подряд мы исследуем тренды современных российских медиа и отмечаем, что границы между медийной и коммуникационной отраслями стираются. Радует, что журналистское сообщество и специалисты по коммуникациям одинаково оценивают состояние российской информационной среды, между нами все больше точек соприкосновений и меньше различий. В целом, современная медиасреда подвергается большим изменениям, а подобные исследования позволяют нам фиксировать и интерпретировать актуальные медиатренды, чтобы принимать взвешенные решения и выстраивать выверенные коммуникационные стратегии", - прокомментировала председатель АКОС, генеральный директор PR News Лилия Глазова.