ТАСС, 23 апреля. Высокоширотная комплексная экспедиция "Чистая Арктика - Восток 77" провела работу по учету заброшенных промышленных объектов в Арктике. Оказалось, что их число уменьшилось втрое по сравнению с 2000 годом.
Объекты заброшенной инфраструктуры XX века в Российской Арктике являются наследием активного освоения территории в советский период. Тогда было построено и обеспечивалось функционирование развитой сети рудников, перерабатывающих комбинатов, полярных метеостанций, радиорелейных станций, аэродромов, хранилищ топлива и материалов. Свыше 12 тыс. таких объектов были законсервированы или заброшены за ненадобностью после развала СССР, а сегодня не используются, так как значительно изменились технологии.
"Экспедиция "Чистая Арктика - Восток - 77" проводит работу по обнаружению и тщательному картографированию заброшенных объектов промышленного наследия СССР. Эта работа ведется в рамках целого ряда экологических программ и проектов с государственным участием. Исследователи собирают данные не только о месте расположения объектов и содержащемся на них оборудовании и постройках, но также о методике ликвидации или дополнительной консервации, чтобы исключить экологический ущерб", - прокомментировал доцент кафедры экономической и социальной географии СПбГУ, кандидат географических наук Станислав Лачининский.
Экспедиция собирает данные об объектах, проводя опросы местного населения и анализируя карты времен освоения Арктики.
"Учитывая пространственное расположение и характеристики, мы выделили четыре типа заброшенной инфраструктуры. Первый тип объединяет заброшенные военные и специальные объекты, ко второму относится заброшенная портовая инфраструктура, третий тип - это сократившаяся инфраструктура добычи полезных ископаемых, а к четвертому типу мы отнесли прочую инфраструктуру освоения территорий", - рассказал Лачининский.
Будущая карта должна помочь в решении двух задач - рассмотреть логистику вывоза старого оборудования и остатков загрязняющих природу материалов для переработки на "Большую землю" и выяснить историю заброшенных объектов на предмет возможности их дальнейшего использования.
Ученые разделили все обнаруженные объекты на две категории по их географическому расположению - пригодные к ликвидации с помощью судов Северного Морского Пути и нуждающиеся в ликвидации или консервации только наземным способом.
Взлетные полосы в Арктике имеют двойное назначение: как аэродромы для экстренных посадок гражданской авиации, а также чтобы сделать более безопасными пассажирские перелеты на все более массовых северных линиях.
Согласно данным экспедиции, все восстанавливаемые взлетные полосы находятся на территории объектов, которые не теряли статуса военных частей и с 2012 года не были заброшенными в экологическом смысле.
Сравнив данные своих современных исследований с перечнем заброшенных объектов, составленных экологическими журналистами в 2000 году, участники экспедиции выяснили, что две трети объектов инфраструктуры, брошенных с распадом СССР, уже полностью ликвидированы или обрели хозяев. Кроме того, накопленный экологический ущерб от них минимизирован.
"Лишь каждый третий из объектов, бывших заброшенными в 2000 году, сегодня еще требует к себе внимания. А свыше 8 тыс. объектов за эти годы уже взяты под контроль и ответственность. В основном - это заслуга государства, которое четко придерживается своей стратегии экологичного использования Арктики", - подчеркнул Лачининский.
ТАСС - генеральный информационный партнер.
Возрастное ограничение: 18+.