19 ноября 2020, 18:40
Арктика

Выставка о секретной переброске эсминцев по Севморпути в 1936 году открылась в Петербурге

Анастасия Стрепенюк/ ТАСС
На выставке представлены рассекреченные экспонаты и документы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 ноября. /ТАСС/. Выставка "ЭОН-3. Секретная экспедиция", посвященная первой секретной операции по переброске военных кораблей по Севморпути из Балтики в Тихий океан накануне Второй мировой войны, открылась в Российском государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. На выставке представлены экспонаты и документы того времени, которые были недавно рассекречены, сообщил ТАСС в четверг руководитель коллектива авторов выставки, историк и кинорежиссер Борис Дворкин.

"Экспозиция выставки "ЭОН-3. Секретная экспедиция" составлялась около 3-4 месяцев. Она стала финалом нашей работы, потому что сначала мной был сделан фильм об этих событиях. Все вместе заняло примерно около года", - рассказал Дворкин.

По словам директора Российского государственного музея Арктики и Антарктики Марии Дукальской, подобных экспедиций в Арктике на тот момент было немного: первые две переводили суда из Балтики в Белое море, а третья, представленная в экспозиции, рассказывает о самой сложной и знаковой, которая состоялась в 1936 году. В результате два советских эсминца были успешно переброшены из Балтики в Тихий океан по Северному морскому пути.

Дукальская уточнила, что в экспозицию вошли фотографии, а также две подлинные вещи того времени: куртка знаменитого арктического исследователя Отто Шмидта (1891-1956 гг.), который во время секретной экспедиции был главным начальником Севморпути и руководил всей операцией. Второй редкий экспонат - подлинная курительная трубка, которая принадлежала полярному капитану Юрию Хлебникову (1900-1976 гг.), капитану ледореза "Литке", который прокладывал дорогу секретной экспедиции. Она была передана для экспозиции родственниками Хлебникова из Франции. Все экспонаты включены в постоянную экспозицию музея.

"Документы по этой экспедиции рассекречивались постепенно, поэтому информация, представленная на выставке, появилась относительно недавно, и еще очень много чего нам сейчас неизвестно. Например, во время этого плавания был снят фильм, оператором которого выступил известный полярный оператор Марк Трояновский (1907-1967 гг.). Он снял большой 60-минутный фильм, однако мы так и не смогли его найти. Фильм поступал в военные архивы, однако на сегодняшний день место, где он находится, неизвестно", - отметил Дворкин.

Конспирация экспедиции

Операция ЭОН-3 проходила в режиме строжайшей секретности. Ее цель состояла в том, чтобы в условиях приближающейся Второй мировой войны усилить советский тихоокеанский флот, который тогда только создавался, а в дальнейшем - проработать механизмы быстрой переброски военных кораблей из Балтики в Тихий океан и обратно по кратчайшему расстоянию.

"В 1936 году для усиления тихоокеанского флота было принято решение отправить туда два эсминца. Они были построены перед самым началом [Первой мировой] войны и считались лучшими на тот момент эсминцами в мире. Естественно, в советское время они были переименованы в "Сталин" и "Войков", - рассказал Борис Дворкин.

По его словам, одной из главных проблем, которая стояла перед экспедицией, стала неприспособленность тогдашних военных кораблей к ледовым условиям. Так, льды могли повредить относительно тонкую обшивку кораблей, а бронзовые винты, которые соединяли детали, могли деформироваться при низких температурах Арктики.

"Было принято решение заменить бронзовые винты на стальные, а для корпусов эсминцев сделать специальную "шубу" - деревянно-металлическую конструкцию, которая бы оберегала корпуса от льда", - пояснил историк.

Он добавил, что, поскольку экспедиция носила военный характер, то требовалось сохранить максимальный уровень конспирации: все военные обозначения с кораблей и элементы военной формы с матросов были сняты. На радиосвязь разрешалось выходить ограниченно и только между судами, входившими в состав экспедиции.

"Естественно, эсминцы не могли идти одни. Из-за секретности с них было снято все вооружение: торпедные аппараты и пушки были погружены на пароход "Анадырь", который шел вместе с [эсминцами]. Еще было два танкера, они должны были обеспечивать их в плавании топливом, и ледорез "Литке", который должен был их вести через льды", - сказал Дворкин.

Значение экспедиции

По словам историка, успешная секретная проводка двух эсминцев по акватории Северного морского пути имела большое военное и методическое значение, способствовала обмену компетенциями между специалистами различных родов кораблей.

"Во-первых, эсминцы успешно добрались и принимали участие в Великой Отечественной войне в составе тихоокеанского флота. Во-вторых, на эсминцы были назначены ледовые капитаны, которые получили колоссальный опыт, и военные моряки получили бесценный опыт плавания в Арктике, который им в дальнейшем пригодился. Кроме того, один из врачей, который находился в этой экспедиции, написал потом методическую публикацию, которая потом также использовалась медицинскими специалистами при похожих операциях", - отметил Дворкин.

Он добавил, что уже в 1943 году опыт ЭОН-3 был использован в другой секретной операции по переброске военных кораблей: командир эсминца "Сталин" проводил суда по Севморпути уже из Тихого океана на восток для усиления Балтийского флота.