Все новости

Коллекцию верхней одежды Севера представили в Архангельске в проекте "Осенние рукомесла"

В числе представленной одежды были шубки, кафтаны, нарукавники, холщовые фуфайки, различные костюмы и другие предметы гардероба конца XIX - начала ХХ века Русского Севера

АРХАНГЕЛЬСК, 19 ноября. /ТАСС/. Коллекция старинной верхней женской одежды Русского Севера представлена в Архангельске в проекте "Осенние рукомесла". Как в четверг рассказала ТАСС представитель организаторов, специалист музея деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" Ольга Знатных, значительная часть коллекции из фондов музея показана впервые.

"Это коллекция верхней женской одежды конца XIX - начала ХХ века Русского Севера. Большинство из предметов не были представлены на выставках", - сказала Знатных.

Всего показано около 30 предметов одежды, причем акцент сделан на повседневных предметах. "Мы целенаправленно не брали самую нарядную одежду - коротёны, наплечная одежда. Показываем, начиная с нарукавников - летней верхней одежды и дальше кабатухи [холщовая фуфайка с короткой спинкой, прямым воротом и передником], кафтаны и шубки, практически весь спектр", - пояснила собеседница агентства.

В Мезенском районе были распространены ситцевые нарукавники, в более южном Вельском районе использовались нарукавники из домотканого полотна. Шубки и шубейки, которые носили на Севере более ста лет назад, не очень похожи на современные, они больше похожи на дубленки или пальто. "Нагольная шуба - это шуба из шкуры животного мехом внутрь, а снаружи как замша, как у современной дубленки. Представленная здесь шуба, кстати, красиво орнаментирована, желто-оранжевая и на ней декоративная отделка красным и черным цветом, - сказала Знатных. - А шубейки - это шубы, которые делали из сукна, а внутри подбиты мехом".

Шубы музей представил впервые. "Шубы у нас хранятся в закрытых домах, им нужен специальный климат", - пояснила специалист.

В проекте "Осенние рукомесла" участвуют как свободные мастера, так и руководители студий декоративно-прикладного творчества, кружков, ремесленных студий и центров, руководители фольклорных коллективов из разных районов области. Кроме знакомства с коллекцией, для них проводят лекции по традиционным техникам изготовления домотканых тканей, работе с этнографической фотографией. "Кстати, интересно, что на этнографической фотографии можно увидеть очень много разнообразных головных уборов у мужчин", - отметила собеседница агентства.

Сшить кафтан по-каргопольски

Еще одна часть проекта - это творческие лаборатории. В ходе первой участники сделают выкройку и сошьют традиционный каргопольский кафтан. "Это женская одежда, на нем красивая отстрочка, очень красивый силуэт, крой интересный. Мы привезли подлинник, и показали реплику, которую можно потрогать, подлинник трогать нельзя, а ведь хочется посмотреть, что там внутри", - рассказала Знатных. Кафтаны шили из домотканых тканей и из сукна. Домотканую ткань специально готовили для пошива: шерстяные нити уваливали, как для валенок, чтобы полотно получалось плотным, тогда оно практически не пропускало влагу.

Знатных отметила, что цель -  снимать чертеж со старинной одежды, не распарывая ее. "Вся народная одежда шилась по лекалу - ширина ткацкого станка. Модуль - ширина ткацкого станка, 37-40 см и все из этого модуля кроится. И рассмотреть эти детали не так сложно, особенно, когда правильно научат все зарисовывать", - добавила она.

Еще один мастер-класс посвящен пинежской безрукавке. В коллекции музея она представлена в единственном экземпляре. Безрукавку участники проекта сошьют на куклу.

Мужской костюм

Народный мастер из Вельска Светлана Конрадова привезла на проект свою коллекцию костюмов, в которой реплики изделий крестьянской верхней одежды Поважья. "У них интересные кохты или саки, "сак" в единственном числе, тоже из домотканого полотна, они уже больше похожи были на городскую моду. Вельск был торговый город, развитый, и в его окрестностях было много мотивов городской моды", - рассказала Знатных.

В предыдущие годы "Малые Корелы" делали проекты по сарафанам, мужским и женским рубахам, головным уборам Русского Севера. На следующий год планируется программа по мужскому костюму. "Это интересно и реконструкторам, и тем, кто работает с народным костюмом. Мужских костюмов сохранилось гораздо меньше, потому что их вынашивали буквально до дыр, и приданое не собирали", - добавила представитель музея.

"Малые Корелы" - самый большой музей под открытым небом в России. Площадь экспозиции - 78 га, охраняемая территория - около 140 га. Созданная архитектурно-ландшафтная экспозиция из 4 секторов: Каргопольско-Онежского, Двинского, Пинежского и Мезенского, объединяет 86 памятников - объектов культурного наследия России.