Все новости

В Архангельске открыли Поморскую верфь и заложили киль шхуны

Желающие смогут попасть на верфь и принять участие в строительстве судов

АРХАНГЕЛЬСК, 21 ноября. /ТАСС/. Поморская судоверфь начала работу в субботу в Архангельске, был торжественно заложен киль поморской шхуны, что означает официальное начало строительство судна. Как сообщил ТАСС руководитель клуба "Морские практики" Евгений Шкаруба, верфь будет открыта для всех желающих посмотреть за ходом строительства или принять в нем участие.

"21 ноября - это день архангела Михаила, это именины Архангельска, и так совпало правильным образом, что стартует большой комплексный культурный судостроительный и обучающий проект. Закладываем балку киля. Это считается официальным началом строительства судна. Верфь - это открытое пространство, любой желающий сможет попасть, посмотреть или принять участие в строительстве судов", - сказал Шкаруба.

Весной 2020 года был объявлен конкурс на создание проекта культурно-выставочного пространства "Открытая палуба". Целей было несколько: не только оборудовать помещение для постройки большой поморской шхуны и небольших деревянных судов, но и сделать площадку для проведения выставок, концертов и других проектов, связанных с деревянным судостроением и морской культурой Русского Севера.

Помещение для судоверфи предоставил Северный Арктический федеральный университет (САФУ). Это было техническое здание, ангар с низким потолком, стенами, перегородками и каменным полом. "Здесь было довольно мрачно, - сказал собеседник агентства. - Были снесены старые стены, убраны потолки, сделан деревянный пол и сконструирован стапель - это сложное инженерное сооружение". Стапель должен будет выдержать вес шхуны, которая по завершении будет весить 60 тонн.

Сейчас ангар - большое светлое помещение, где стоят станки, а у дальней стенки сделан второй этаж - та самая площадка для культурных мероприятий. Это деревянное сооружение, которое Шкаруба называет "сифахверк" - "морской фахверк" от каркасной конструкции, характерной для крестьянской архитектуры многих стран Центральной и Северной Европы. Он представляет из себя системы горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев. При строительстве зданий пространство между ними заполняется, например, камнем. "Такой западноевропейский и наш тоже стиль, когда из бруса делается конструкция, когда почти не используется металл, только деревянные узлы", - добавил руководитель клуба.

Победителем конкурса на создание выставочной площадки стал выпускник Высшей инженерной школы САФУ Даниил Гуцкалюк. Площадку построили студенты САФУ под руководством архитектора и реставратора, руководителя Поморской плотницкой школы Александра Антонова. "Конструкция держит сама себя, - пояснил волонтер, член клуба "Морские практики" Михаил Крупенин. - Здесь нет ни одного гвоздя, каждая балочка врезана одна в другую особым образом". "Открытая палуба" создана на средства Фонда президентских грантов.

Поморская шхуна

Шкаруба подчеркнул, что верфь будет использоваться как место практики для студентов САФУ. "В первую очередь, навыки работы с деревом, навыки работы в коллективе, навыки работы с наставником, решения каких-то проблем и задач", - отметил он. Оборудовать верфь и работать на постройке шхуны в Архангельск приезжают волонтеры из других городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Тюмени.

Планируется, что постройка поморской шхуны займет несколько лет. Собеседник агентства пояснил, что в условиях пандемии сложно делать прогнозы. Шхуна будет того типа, который появился на Белом море в середине XVIII века и был распространен до середины ХХ столетия. За все время по форме и основным характеристикам суда не менялись, но сейчас в Архангельской области настоящих поморских шхун не осталось.

Технологии постройки поморских шхун сохранились в Норвегии, поскольку там использовали практически идентичные суда. Поэтому на первых этапах участники проекта консультировались с норвежскими специалистами. "Норвежские специалисты дали важный правильный импульс в начале проекта, сейчас мы все больше связываемся с российскими специалистами и по мере надобности связываемся с норвежцами, - добавил Шкаруба. - Так как такой тип судов был по сути одинаков и у Норвегии и в Поморье, есть смысл обмениваться опытом по мере необходимости".

Балка киля, заложенная в субботу, представляет из себя узкий прямоугольник длиной 17 метров, склеенный из семи слоев лиственницы.

Но шхуна - не единственный судостроительный проект. Уже в декабре начнется строительство карбаса по старинной технологии. В Архангельск приедет мастер Виктор Кузнецов из Лешуконского района, который и будет руководить процессом. В декабре у нас будет мастер-класс по строительству карбаса, с мастером из Лешуконья будем строить карбас, - отметил руководитель клуба "Морские практики". - Можно будет приходить, участвовать, учиться, уже много заявок на участие в строительстве".

Еще один проект - строительство традиционной архангельской лодки типа "соломбалец". Это маленькое судно особой формы, закрытое крышей. "Мы собираемся летом следующего года устроить карбасную регату, нужно построить небольшой флот для этого. Можно прийти и в течение месяца построить судно", - добавил Шкаруба.

Заветный флот

В день открытия верфи здесь подвели итоги фотоконкурса-исследования "Наследие деревянного судостроения Поморья". Весной жителям Архангельской области было предложено фотографировать лодки, которые сохранились в разных частях региона, а также собирать информацию, кем и как они были построены. Участники конкурса прислали более ста фотографий. Наиболее активны оказались жители Кенозерья, Летнего берега Белого моря, Лешуконского и Мезенского районов. Некоторые сами строят лодки. Как отметил Шкаруба, лодки самые разные - от долбленок, предназначенных для озер, до лодок, способных выходить в море. "Каждая лодка, которая сохранилась, каждый карбас, и каждый карбас, который еще работает - это находки, и все это представляет большую ценность", - сказал он.

Эти материалы стали основой для каталога небольших судов Архангельской области. Создан сайт, который называется "Заветный флот", на котором можно увидеть все обнаруженные лодки, почитать информацию о них и даже посмотреть репортажи. "Люди присылали не только новые, но и старые фотографии, и это тоже было очень интересно. Для нас же важно не только получить конкретный результат, но и сформировать некое сообщество людей, которым интересно этим заниматься", - сказал Шкаруба.