МОСКВА, 21 мая. /ТАСС/. Ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе назвал неправильным снисходительный подход при выставлении оценок в системе российского образования.
"Качество образования меня волнует только в одном. В той системе, в которой я рос, в советской, можно было поставить "два" и выгнать сразу. И этого все боялись. Нынешние законы, к сожалению, заставляют нас два раза принимать пересдачу. Это все неправильно, это не имеет отношения к профессии и вообще к любым предметам остальным тоже. "Два", и все, и не надо переводить в следующий класс. Никакой снисходительности", - сказал Цискаридзе в пятницу на просветительском марафоне "Новое Знание" в Москве.
Он также подверг острой критике формат онлайн-образования, назвав его катастрофой.
"Катастрофа вообще образование онлайн. И я противник этого с первой секунды. Не только балет, а литературу как? Другое дело, что повышать квалификацию онлайн можно, но если у вас есть уже квалификация. А учиться чему-нибудь онлайн, я считаю, нельзя. Ничего не заменит личного общения с преподавателем", - добавил ректор академии.
При этом он отметил, что ответственность за неудовлетворительный уровень освоения школьной программы детьми в первую очередь должны нести родители, а не школа. "Почему я сказал, что недоволен системой образования? Потому что эти мониторинги - если нет хороших оценок, то могут школы наказать - это самое ужасное. Здесь должны наказывать родителей за это, а не школы", - сказал Цискаридзе журналистам.
Русский язык в школьной программе
Количество учебных часов по русскому языку и литературе следует увеличить, чтобы повысить уровень знания школьников, считает Цискаридзе.
"Конечно, я могу повлиять на принятие тех или иных нормативов <...> Я очень как гражданин России расстроен тем, <...> что русский язык учится не так много часов, как мне бы хотелось, что русская литература учится не так усиленно, как бы мне этого хотелось, как гражданину прежде всего", - сообщил Цискаридзе.
По его словам, будучи ректором училища, он не может изменить систему образования, поскольку программа составляется на основе прописанных нормативов, однако он может повлиять на их принятие внутри Академии. Цискаридзе отметил, что сейчас образовательный процесс сдерживает необходимость акцентировать внимание педагогов на формальных деталях, например, на заполнении большого количества отчетов.
"Я за то, чтобы мы [преподаватели] имели право отчислять, чтобы мы имели право ставить двойки, чтобы мы имели право оставить на второй год без всяких объяснений и так далее, потому что когда мы гонимся за тем, чтобы было много хороших оценок, мы этим самым уничтожаем образование", - добавил эксперт.
Принятие критики
Цискаридзе также призвал молодых россиян всегда воспринимать критику в положительном ключе. "Ребят, запомните, - главное, чтобы фамилия была правильно написана. Еще, если они хэштег указали, ну и там адрес правильный. Это реклама. Хейтеры - они нужны", - заявил он.
На данный момент среди своих учеников он не видит равных ему по природным способностям, признался Цискаридзе.
"По способностям, к сожалению, нет. По отношению - есть, по дарованию - есть. И круче меня есть гораздо. Просто я про способности вам говорю. А вот природа, чтобы сочетание координации, мышц и музыкальности - такого, к сожалению, ни в Москве, ни в Питере нет", - сказал он.
Марафон "Новое знание" проходит с 20 по 22 мая в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Владивостоке, Новосибирске, Калининграде. Каждый город представляет одно из направлений просветительской деятельности: история и культура, спорт, наука и технологии, индустрия и промышленность, информационные технологии. В программе мероприятия запланировано более 100 дискуссий, лекций, интервью, открытых уроков и мастер-классов.