20 октября некоторые сотрудники Netflix готовятся провести виртуальную забастовку против появления на сервисе шоу комика Дейва Шаппелла The Closer ("Напоследок"). Концерт артиста уже привел к тому, что площадка столкнулась с самым серьезным трудовым конфликтом в своей истории, а также оказалась под огнем критики активистов и СМИ.
Выступление Шаппелла появилось на платформе 5 октября и быстро попало в топ-10 самых просматриваемых шоу на площадке. В своем часовом стендапе комик неполиткорректно шутит о представителях движения ЛГБТ+, а также затрагивает тему расы, пола и сексуальной ориентации. Кроме того, он защищает некоторых "отмененных" знаменитостей, в том числе обвиненную в трансфобии писательницу Джоан Роулинг и рэпера DaBaby.
Шоу комика ожидаемо вызвало волну возмущения среди активистов ЛГБТ+ и в американской прессе. Правозащитники из "Национальной коалиции черного правосудия" (NBJC) призвали Netflix удалить его с платформы, так как "2021 год уже становится самым смертоносным годом для трансгендеров в США".
"Сохранение трансфобии увековечивает насилие", — добавил глава NBJC Дэвид Джонс.
"Пять или шесть действительно ярких моментов этого выступления разбавлено тирадой бессвязной и бурлящей ярости, женоненавистничества, гомофобии и трансфобии", — пишет газета The New York Times.
"Он использует вполне ожидаемые колкости, перефразирует повторы, которые казались старыми еще пять лет назад. Его голова в заднице. Ему нужны новые идеи. Надеюсь, перерыв пойдет ему на пользу", — пишет критик издания Vulture.
Кстати, о перерыве заговорил сам комик. Во время выступления он пообещал, что The Closer будет его последним шоу и последним представлением с шутками о сообществе ЛГБТ+. Может быть, именно поэтому артист и не побоялся затрагивать столь чувствительные для западного общества темы. Известный своими скандальными выпадами комик вряд ли рискует репутацией, а вот купивший его шоу Netflix оказался в эпицентре скандала.
Удар по стримингу
Трансгендер и продюсер шоу на Netflix "Дорогие белые" (Dear White People) Жаклин Мур написала в соцсетях, что отказывается от сотрудничества с площадкой. По ее словам, ей "нравится" работать со стримингом, но до тех пор, пока Netflix "продолжает зарабатывать на откровенно трансфобном и опасном контенте", взаимодействие будет остановлено.
В интервью порталу Variety Мур отметила, что у нее "нет желания "отменять" Дейва Шаппелла. Он может делать все, что хочет", но, по ее словам, вопросы остаются к Netflix.
Недовольство выходом The Closer зазвучало не только со стороны представителей шоу-бизнеса и активистов, но и со стороны сотрудников сервиса, где также работают трансперсоны. Как передает агентство Bloomberg, коллектив Netflix пытался заранее предупредить руководство о неуместности The Closer.
"Руководители компании, в том числе директор по глобальному вещанию Бела Баджария и CCO компании (Сhief Commercial Officer, бизнес-директор — прим. ТАСС) Тед Сарандос, решили, что шоу не переходит рамки, чем спровоцировали самый серьезный трудовой спор в Netflix за последнее время", — пишет Bloomberg.
Сотрудники сервиса начали критиковать покупку шоу на внутренних форумах и в социальных сетях. В ответ на это 8 октября Сарандос разослал коллегам письмо, в котором заявил, что Netflix не переходил никаких красных линий и не будет удалять концерт. Кроме того, он отметил, что предыдущий концерт Шаппелла Sticks & Stones ("Хоть горшком назови") от 2019 года является "самым популярным, самым вирусным и обласканным наградами стендапом на сегодняшний день". (Шоу получило три премии Emmy.)
Во втором письме коллегам Сарандос сообщил, что "показанное на экране не может нанести прямого вреда в реальном мире", и назвал стендап-комедию заведомо провокационным жанром. При этом он признал право коллег открыто выражать свое мнение по ситуации с The Closer. Несмотря на это, вскоре в компании начались увольнения.
Корпоративный раскол
На следующий день после выхода The Closer старший инженер-программист Netflix, трансперсона Терра Филд написала серию твитов о вреде, который шутки Шаппелла наносят сообществу ЛГБТК+. К ней присоединились и другие сотрудники, поддержавшие этот тренд. Основной месседж твитов заключался в том, что транслюди и без того часто становятся жертвами насилия и убийств.
После этого Филд и еще трех сотрудников Netflix отстранили от работы. В компании заявили, что причиной этого решения стали не твиты, а попытка этих людей проникнуть на совещание директоров.
"Абсолютно неверно утверждать, что мы отстраняем сотрудников за то, что они написали в Twitter об этом шоу", — говорится в заявлении Netflix.
По словам людей, знакомых с ситуацией, Филд не знала, что не должна была присутствовать на встрече. Это также подтверждает опубликованное в ее Twitter корпоративное письмо.
На фоне резонанса в СМИ и угроз судебных исков 12 октября Netflix полностью восстановил на работе отстраненных коллег. Тем не менее сотрудники-трансгендеры объявили о проведении 20 октября забастовки, чтобы выразить протест действиям руководства.
Сообщается, что более 1 тыс. сотрудников Netflix планируют принять участие в виртуальной стачке. Как пишет Hollywood Reporter, сотрудники намерены на целый день отказаться от работы и посвятить его поддержке правозащитных организаций, которые защищают транслюдей. Также в поддержку работников сервиса активисты проведут митинг солидарности возле здания компании.
Вопреки восстановлению трех коллег, 15 октября в Netflix уволили организатора грядущей забастовки. В СМИ нет информации о ее должности и имени, но, как сообщает The Verge, речь идет о беременной темнокожей сотруднице.
В стриминговом сервисе уточнили, что увольнение произошло не из-за забастовки, а из-за того, что сотрудница делилась коммерческими данными со СМИ. В частности, это информация о том, сколько Netflix заплатил за The Closer, какой у него охват и другие цифры.
"Мы уволили сотрудника за разглашение конфиденциальной информации, — заявили в компании. — Мы понимаем, что этот человек мог быть разочарован и обижен на Netflix, но поддержание культуры доверия и прозрачности является основой нашей организации".
Напоследок
Скорее всего, увольнение произошло на фоне утечки данных в Bloomberg. Ссылаясь на свой источник в Netflix, агентство пишет, что руководство Netflix называет Шаппелла самым популярным комиком на сервисе, чье последнее выступление посмотрело более 10 млн человек.
Также в материале сказано, что Netflix потратил на The Closer $24,1 млн. Для сравнения, шоу "Бо Бёрнэм: Дома" обошлось площадке в $3,9 млн, а популярный сериал "Игра в кальмара", ставший лучшим дебютом в истории Netflix, — в $21,4 млн. Обзор Bloomberg также показал, что Netflix технически потерял деньги на Sticks & Stones — затраты в размере $23,6 млн превысили "выхлоп" в $19,4 млн.
Несмотря на то что это уже не первый скандал, который тянется за Шаппеллом, Netflix всегда пользовался репутацией "осознанной" и чувствительной к социальным темам компании.
Вышедший на платформе почти десять лет назад сериал "Оранжевый — хит сезона" запустил в США широкую дискуссию о трансперсонах, сделав Лаверну Кокс одной из самых узнаваемых трансактрис в мире.
В 2018 году у Netflix появился специальный консультант по вопросам разнообразия и инклюзивности.
В 2019 году компания перенесла съемки шоу "Внешние отмели" из Северной Каролины на фоне принятия в штате "трансфобного закона", требовавшего от трансгендеров посещать туалеты согласно их полу по рождению.
В прошлом сервис уже отвечал на критику коллег и даже удалял и редактировал свои шоу в ответ на замечания общественности. В 2019 году видеосервис вырезал из сериала "13 причин почему" сцену самоубийства молодой девушки. В 2020 году компания сняла с трансляции серию скетчей "Маленькая Британия" из-за "блэкфейса".
В начале месяца Netflix отредактировал сцены из сериала "Игра в кальмара", спрятав реальный номер телефона частного владельца, так как ему поступали бесконечные звонки.
Как пишет Vanity Affair, с Шаппеллом все по-другому, так как Netflix сам вложил значительные деньги в его успех. В 2016 году сервис предложил ему примерно по $20 млн за шоу, позже продлив эту сделку. Издание намекает на фактор личных отношений между комиком и руководством стриминга. Например, компания удалила со своей площадки "Шоу Шаппелла" 2003–2006 годов после его личной просьбы. Шаппелл тогда рассказал в Instagram о великолепном телефонном разговоре, который случился у него с представителем компании. Vanity Affair не исключает, что речь как раз о Сарандосе.
Дмитрий Беляев