20 октября 2021, 13:45
Статья

Сотрудники Netflix выходят на забастовку. Причина — комедийное шоу с шутками про ЛГБТ

Покупка концерта Дейва Шаппелла привела к протестам внутри коллектива
Дейв Шаппелл на шоу The Closer . Netflix
Дейв Шаппелл на шоу The Closer

20 октября некоторые сотрудники Netflix готовятся провести виртуальную забастовку против появления на сервисе шоу комика Дейва Шаппелла The Closer ("Напоследок"). Концерт артиста уже привел к тому, что площадка столкнулась с самым серьезным трудовым конфликтом в своей истории, а также оказалась под огнем критики активистов и СМИ.

Выступление Шаппелла появилось на платформе 5 октября и быстро попало в топ-10 самых просматриваемых шоу на площадке. В своем часовом стендапе комик неполиткорректно шутит о представителях движения ЛГБТ+, а также затрагивает тему расы, пола и сексуальной ориентации. Кроме того, он защищает некоторых "отмененных" знаменитостей, в том числе обвиненную в трансфобии писательницу Джоан Роулинг и рэпера DaBaby. 

Шоу комика ожидаемо вызвало волну возмущения среди активистов ЛГБТ+ и в американской прессе. Правозащитники из "Национальной коалиции черного правосудия" (NBJC) призвали Netflix удалить его с платформы, так как "2021 год уже становится самым смертоносным годом для трансгендеров в США". 

"Сохранение трансфобии увековечивает насилие", — добавил глава NBJC Дэвид Джонс.

"Пять или шесть действительно ярких моментов этого выступления разбавлено тирадой бессвязной и бурлящей ярости, женоненавистничества, гомофобии и трансфобии", — пишет газета The New York Times.

"Он использует вполне ожидаемые колкости, перефразирует повторы, которые казались старыми еще пять лет назад. Его голова в заднице. Ему нужны новые идеи. Надеюсь, перерыв пойдет ему на пользу", — пишет критик издания Vulture.

Кстати, о перерыве заговорил сам комик. Во время выступления он пообещал, что The Closer будет его последним шоу и последним представлением с шутками о сообществе ЛГБТ+. Может быть, именно поэтому артист и не побоялся затрагивать столь чувствительные для западного общества темы. Известный своими скандальными выпадами комик вряд ли рискует репутацией, а вот купивший его шоу Netflix оказался в эпицентре скандала.

Удар по стримингу

Трансгендер и продюсер шоу на Netflix "Дорогие белые" (Dear White People) Жаклин Мур написала в соцсетях, что отказывается от сотрудничества с площадкой. По ее словам, ей "нравится" работать со стримингом, но до тех пор, пока Netflix "продолжает зарабатывать на откровенно трансфобном и опасном контенте", взаимодействие будет остановлено.

В интервью порталу Variety Мур отметила, что у нее "нет желания "отменять" Дейва Шаппелла. Он может делать все, что хочет", но, по ее словам, вопросы остаются к Netflix.

Недовольство выходом The Closer зазвучало не только со стороны представителей шоу-бизнеса и активистов, но и со стороны сотрудников сервиса, где также работают трансперсоны. Как передает агентство Bloomberg, коллектив Netflix пытался заранее предупредить руководство о неуместности The Closer. 

"Руководители компании, в том числе директор по глобальному вещанию Бела Баджария и CCO компании (Сhief Commercial Officer, бизнес-директор — прим. ТАСС) Тед Сарандос, решили, что шоу не переходит рамки, чем спровоцировали самый серьезный трудовой спор в Netflix за последнее время", — пишет Bloomberg.

Сотрудники сервиса начали критиковать покупку шоу на внутренних форумах и в социальных сетях. В ответ на это 8 октября Сарандос разослал коллегам письмо, в котором заявил, что Netflix не переходил никаких красных линий и не будет удалять концерт. Кроме того, он отметил, что предыдущий концерт Шаппелла Sticks & Stones ("Хоть горшком назови") от 2019 года является "самым популярным, самым вирусным и обласканным наградами стендапом на сегодняшний день". (Шоу получило три премии Emmy.) 

Во втором письме коллегам Сарандос сообщил, что "показанное на экране не может нанести прямого вреда в реальном мире", и назвал стендап-комедию заведомо провокационным жанром. При этом он признал право коллег открыто выражать свое мнение по ситуации с The Closer. Несмотря на это, вскоре в компании начались увольнения.

Корпоративный раскол

На следующий день после выхода The Closer старший инженер-программист Netflix, трансперсона Терра Филд написала серию твитов о вреде, который шутки Шаппелла наносят сообществу ЛГБТК+. К ней присоединились и другие сотрудники, поддержавшие этот тренд. Основной месседж твитов заключался в том, что транслюди и без того часто становятся жертвами насилия и убийств.

После этого Филд и еще трех сотрудников Netflix отстранили от работы. В компании заявили, что причиной этого решения стали не твиты, а попытка этих людей проникнуть на совещание директоров.

"Абсолютно неверно утверждать, что мы отстраняем сотрудников за то, что они написали в Twitter об этом шоу", — говорится в заявлении Netflix. 

По словам людей, знакомых с ситуацией, Филд не знала, что не должна была присутствовать на встрече. Это также подтверждает опубликованное в ее Twitter корпоративное письмо.

На фоне резонанса в СМИ и угроз судебных исков 12 октября Netflix полностью восстановил на работе отстраненных коллег. Тем не менее сотрудники-трансгендеры объявили о проведении 20 октября забастовки, чтобы выразить протест действиям руководства. 

Сообщается, что более 1 тыс. сотрудников Netflix планируют принять участие в виртуальной стачке. Как пишет Hollywood Reporter, сотрудники намерены на целый день отказаться от работы и посвятить его поддержке правозащитных организаций, которые защищают транслюдей. Также в поддержку работников сервиса активисты проведут митинг солидарности возле здания компании.

Вопреки восстановлению трех коллег, 15 октября в Netflix уволили организатора грядущей забастовки. В СМИ нет информации о ее должности и имени, но, как сообщает The Verge, речь идет о беременной темнокожей сотруднице. 

В стриминговом сервисе уточнили, что увольнение произошло не из-за забастовки, а из-за того, что сотрудница делилась коммерческими данными со СМИ. В частности, это информация о том, сколько Netflix заплатил за The Closer, какой у него охват и другие цифры.

"Мы уволили сотрудника за разглашение конфиденциальной информации, — заявили в компании. — Мы понимаем, что этот человек мог быть разочарован и обижен на Netflix, но поддержание культуры доверия и прозрачности является основой нашей организации".

Напоследок

Скорее всего, увольнение произошло на фоне утечки данных в Bloomberg. Ссылаясь на свой источник в Netflix, агентство пишет, что руководство Netflix называет Шаппелла самым популярным комиком на сервисе, чье последнее выступление посмотрело более 10 млн человек.

Также в материале сказано, что Netflix потратил на The Closer $24,1 млн. Для сравнения, шоу "Бо Бёрнэм: Дома" обошлось площадке в $3,9 млн, а популярный сериал "Игра в кальмара", ставший лучшим дебютом в истории Netflix, — в $21,4 млн. Обзор Bloomberg также показал, что Netflix технически потерял деньги на Sticks & Stones — затраты в размере $23,6 млн превысили "выхлоп" в $19,4 млн. 

Несмотря на то что это уже не первый скандал, который тянется за Шаппеллом, Netflix всегда пользовался репутацией "осознанной" и чувствительной к социальным темам компании.

Вышедший на платформе почти десять лет назад сериал "Оранжевый — хит сезона" запустил в США широкую дискуссию о трансперсонах, сделав Лаверну Кокс одной из самых узнаваемых трансактрис в мире. 

В 2018 году у Netflix появился специальный консультант по вопросам разнообразия и инклюзивности. 

В 2019 году компания перенесла съемки шоу "Внешние отмели" из Северной Каролины на фоне принятия в штате "трансфобного закона", требовавшего от трансгендеров посещать туалеты согласно их полу по рождению.

В прошлом сервис уже отвечал на критику коллег и даже удалял и редактировал свои шоу в ответ на замечания общественности. В 2019 году видеосервис вырезал из сериала "13 причин почему" сцену самоубийства молодой девушки. В 2020 году компания сняла с трансляции серию скетчей "Маленькая Британия" из-за "блэкфейса". 

В начале месяца Netflix отредактировал сцены из сериала "Игра в кальмара", спрятав реальный номер телефона частного владельца, так как ему поступали бесконечные звонки. 

Как пишет Vanity Affair, с Шаппеллом все по-другому, так как Netflix сам вложил значительные деньги в его успех. В 2016 году сервис предложил ему примерно по $20 млн за шоу, позже продлив эту сделку. Издание намекает на фактор личных отношений между комиком и руководством стриминга. Например, компания удалила со своей площадки "Шоу Шаппелла" 2003–2006 годов после его личной просьбы. Шаппелл тогда рассказал в Instagram о великолепном телефонном разговоре, который случился у него с представителем компании. Vanity Affair не исключает, что речь как раз о Сарандосе.

Дмитрий Беляев  

Теги:
США