7 декабря 2021, 11:26,
обновлено 7 декабря 2021, 13:13

Умер летчик-испытатель вертолетов "Ми" Гурген Карапетян

Гурген Карапетян. Холдинг "Вертолеты России"
Гурген Карапетян
Герой Советского Союза ушел из жизни в 84 года

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Летчик-испытатель КБ имени М. Л. Миля, Герой Советского Союза Гурген Карапетян умер на 85-м году жизни в Москве. Об этом ТАСС сообщили во вторник в холдинге "Вертолеты России".

"Холдинг "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех" выражает глубокие соболезнования родным и близким в связи с кончиной Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Советского Союза, советника генерального директора холдинга "Вертолеты России" по безопасности полетов Гургена Рубеновича Карапетяна", - сообщили в пресс-службе.

По словам генерального директора "Вертолетов России" Николая Колесова, которого цитирует пресс-служба, вся жизнь Гургена Рубеновича была посвящена служению Родине и авиации. "При его участии множество вертолетов нашли свой путь в небо, а некоторые из них поставили рекорды, которые навсегда прославили отечественное вертолетостроение. Его мужество, героизм и преданность своему делу всегда будут служить примером для всего коллектива холдинга "Вертолеты России", а добрая, светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах", - сказал Колесов.

Карапетян освоил 39 типов вертолетов, планеров и самолетов, а с учетом модификаций - более 100. Провел в воздухе более 5,5 тыс. часов и летал на всех типах вертолетов марки "Ми". 9 декабря Карапетян отметил бы 85-летний юбилей.

"Поднял в небо и провел испытания вертолетов Ми-26 и Ми-28, участвовал в испытаниях вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-10, Ми-14, Ми-24 и их модификаций. В период с 1962 по 1982 годы установил 10 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъемности на вертолетах Ми-6, Ми-10К, Ми-24 и Ми-26", - рассказали в холдинге о заслугах Карапетяна.

Именно Карапетян в мае 1986 года выполнил один из важнейших этапов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. "В составе экипажа вертолета Ми-26 он выполнил сложнейшую задачу - используя внешнюю подвеску, в течение трех минут закрыл реактор куполом весом в 15 тонн и таким образом отсек радиоактивное излучение", - отметили в "Вертолетах России".

Биография летчика-испытателя

Гурген Карапетян родился 9 декабря 1936 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1961 году окончил Московский авиационный институт. Одновременно с обучением занимался планерным и вертолетным спортом в аэроклубе МАИ. 

Карапетян пришел на работу в ОКБ Миля (ныне Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля) в начале 1960-х годов, когда там под руководством Михаила Миля уже создавались машины, ставшие потом известными на весь мир. С 1961 года он работал ведущим инженером в ОКБ, а уже в 1962 году окончил вертолетное отделение Школы летчиков-испытателей.

"Мне в то время было 25. А потом оказалось, что у Миля половина замов - молодые ребята. Это была "фишка" Миля, - рассказывал Карапетян в одном из своих последних интервью ТАСС. - Он умел выбирать среди людей, видел сразу особенно талантливого, который проходил у него небольшую проверку, после этого назначал на направление и потом ненавязчиво его опекал. Он видел талантливых молодых людей и давал им работать".

Гурген Карапетян поднял в небо и провел испытания множества различных вертолетов, в том числе тех, которые были созданы уже после Миля его учениками. "Мы отрабатывали на Ми-26 автоматический заход на посадку: с 600 м машина доводит до высоты 50, а дальше - автоматическое зависание и вертикальная посадка", - вспоминал он эпизоды испытаний самого тяжелого в мире серийного транспортного вертолета.

Много событий в жизни Карапетяна было связано и с ударным вертолетом Ми-28Н "Ночной охотник". Впервые он его поднимал в небо, затем впервые показывал в Ле-Бурже в 1989 году, а в 1993 году и тоже впервые выполнил петлю Нестерова, "бочку", перевороты и другие фигуры высшего пилотажа. Он был одним из главных сторонников создания двухместного ударного вертолета и во многом именно Карапетян способствовал созданию облика современных вертолетов. По его словам, "жизнь показала, что концепция двухместной машины - абсолютно правильная".

Завершив свою летную карьеру, Гурген Карапетян трудился на должностях заместителя генерального директора МВЗ им. М. Л. Миля по стратегическому развитию, начальника службы безопасности полетов и советника генерального директора холдинга "Вертолеты России" по безопасности полетов. 

Теги:
Россия