МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Сенаторы предлагают уйти от монополии Министерства просвещения на допуск школьных учебников к их использованию и перейти к многоэтапной научной и методической их экспертизе наподобие той, что существовала в советские годы. Об этом сенаторы говорили в ходе заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре во вторник.
"Нам нужно уходить от монополии Министерства просвещения на все этапы работы с экспертизой, одобрением учебников, подбором экспертов, которые ее проводят и утверждением организаций, которые должны издавать такие учебники. Необходимо поднять уровень экспертизы на государственную величину и просить правительство РФ создать систему, которая существовала в советское время - многоэтапная научая и методическая экспертиза учебников, прежде чем они будут допущены к использованию в учебном процессе", - сказала зампред комитета СФ по образованию Екатерина Алтабаева.
Она также сказала о том, что нужна корректировка учебников и обучающих программ с учетом происходящих сейчас событий. По мнению сенатора, необходимо более подробно прописывать информацию об истории и культуре "пространства, которое населено восточными славянами, а именно русскими, белорусами и украинцами". "Я посмотрела учебники - это пунктиром кое-где упоминалось. Понимание о том, что у нас общая история и общие корни должно формироваться на протяжении многих лет обучения. Нужно подробнее говорить, что значительная часть сегодняшних украинских земель входила в состав Московии, Российского государства и тогда у ребенка будет представление о том, что там жили русскоязычные люди", - отметила Алтабаева.
Еще одно предложение, озвученное зампредом комитета, касалось преподавания региональной истории. "Когда рассказывать о подвиге предков, если не в ходе изучения курса региональной истории? А сейчас это падчерица, сидящая у порога. Нужно, чтобы такие программы стали обязательными для субъектов и чтобы был выделен час на преподавание, потому что его пока в учебном плане нет", - констатировала она.
В свою очередь член комитета Людмила Скаковская рассказала о предложении уменьшить количество учебников по одному предмету, поскольку сейчас их слишком много. "Сейчас по русскому языку более 60 учебников и более 50 учебников по литературному чтению только в начальной школе. Более 65 учебников по русскому и по литературе в среднем и общем образовании <...> Это очень, очень много", - сказала сенатор, отметив, что никто не может объяснить, зачем их столько.
Глава комитета СФ по науке, культуре и образованию Лилия Гумерова в своем выступлении подчеркнула, что через учебник идет не просто передача знаний молодому поколению, но и его воспитание. "Особенно учебники истории, литературы, да и русского языка должны даваться под призмой нашей государственной политики. Мы настаиваем на государственной экспертизе учебников, по крайней мере, гуманитарного блока, то, что составляет систему безопасности, фундамент национальной безопасности нашей страны. Невозможно, чтобы одно ведомство само писало программу действий, само себя оценивало и само принимало решения", - сказала она.