19 мая 2022, 10:49
Партнерский материал

Для молодых и дерзких - образовательная программа MOOVE Школы СКОЛКОВО и МТС

Школа управления СКОЛКОВО

Получить нужные навыки для управления цифровыми продуктами или создания собственного стартапа

В России все больше молодых людей начинают пробовать силы в бизнесе. По данным министра труда и социальной защиты Антона Котякова на 2021 год, их среди российских предпринимателей - 30%. Для студентов и выпускников, которые хотят приобрести необходимые бизнес-навыки, научиться работать в команде, создать свой цифровой продукт и продвинуть его на рынок, существует программа MOOVE, которую совместно проводят Школа управления СКОЛКОВО и компания МТС.

Принято считать, что бизнес-образование в основном получают состоявшиеся предприниматели, у которых уже есть опыт запуска проектов и руководства ими. В ходе работы они сталкиваются с определенными трудностями или, напротив, добиваются успеха, у них уже есть собственные наработки, но не хватает управленческих навыков или других soft-skills. В недавнем прошлом нередки были ситуации, когда менеджеры проходили программу MBA по настоянию компании, чтобы иметь диплом. Однако специалисты в области образования отмечают, что тренды несколько иные и уже не первый год, особенно сейчас, на первый план выходят другие приоритеты:

  • Получение практических навыков, которые помогают в реальных бизнес-ситуациях, а не в учебных кейсах. Уходит в прошлое лекционная форма, студентам, особенно в бизнесе, необходима работа на конкретных проектах.
  • Тесное взаимодействие бизнес-школ и корпораций, чтобы готовить специалистов для работы в современных условиях. Только такая форма позволяет и компаниям находить перспективных профессионалов со студенческой скамьи, и учебным заведениям четко представлять потребности бизнеса.
  • Совместная работа, нетворкинг, в рамках которого идет взаимный обмен информацией между учениками и наставниками.

Все эти тренды воплощены в программе MOOVE, которая адресована тем, кто хочет научиться управлять цифровыми продуктами или запустить собственный стартап. К концу обучения слушатели программы не просто создают абстрактный кейс, "бизнес на бумаге", но готовят реальный проект, который они разработали с нуля, презентуют его и тем самым могут найти инвесторов или начать сотрудничество с МТС или другими компаниями.

Для кого?

Подобная программа, ориентированная в первую очередь на практику, адресована уже не руководителям бизнеса и топ-менеджерам. Ее аудитория - студенты и недавние выпускники, которые за восемь месяцев получают возможность попробовать себя в деле.

Создатели MOOVE подчеркивают, что этот курс может быть полезен для студентов любых специализаций - и технических, и гуманитарных. Ведь в ходе обучения слушатели получают практические инструменты, полезные для всех: взаимодействие в команде, умение формулировать идею, составлять стратегию, презентовать свое предложение. Главная цель - научиться управлять процессом. И конечно, эта программа подойдет тем, кто уже имеет опыт работы и понимает, что хочет расширить свои компетенции.

Идея пойти на программу у меня возникла, когда спустя год после окончания бакалавриата я работала в рекламном агентстве проджект-менеджером. Я понимала, что мне нужны изменения: хотелось отойти от коммуникаций и перейти в маркетинг на стороне продукта, работать в продуктовой команде. MOOVE помогла понять, как строится процесс создания цифрового продукта. И развить софт-скиллы: уметь доказать идею, убедить людей, где-то даже поспорить - навыки, без которых на самом деле никуда, особенно в корпорации, где много заинтересованных сторон. Вообще, сказать 20-летним ребятам, что они сделают IT-продукт, который через полгода выйдет на рынок и будет приносить прибыль, - звучит нереально. Но MOOVE показывает, что все возможно, заставляет искать нестандартные решения и действовать. Эти навыки очень ценятся в любом бизнесе.
Диана Казакова
Продуктовый маркетолог

Как проходит обучение?

Слушатели программы MOOVE не все время сидят за партой, не "прикованы" к экрану компьютера, им не нужно записывать лекции, а потом сдавать зачеты и экзамены. Главная цель программы - выпустить людей, которые готовы продвигаться в реальном бизнесе, предлагать идеи, успешно влиться в коллектив, а в итоге представить на рынке что-то новое. Получить такие навыки можно только на практике, убеждены в Школе управления СКОЛКОВО.

Слушатели работают в командах, которые через восемь месяцев должны презентовать экспертам цифровой продукт. При этом не важно, в какой области команда решит реализовать свой потенциал: главное, чтобы идея была неординарная.

Например, уже на первом питчинге (презентации проекта перед потенциальными инвесторами, а в случае MOOVE - крупными предпринимателями, топ-менеджерами МТС и членами сообщества СКОЛКОВО) в июле 2020 года был представлен проект, заинтересовавший компанию МТС. Это помощник для голосовых звонков, предназначенный для людей, которые звонят 20 и более раз в день. Цифровой ассистент принимает сообщения, переадресованные на голосовую почту, расшифровывает их и выводит текст на экран смартфона. Несмотря на то, что похожие решения уже есть на рынке, эксперты отметили, что такой проект может быть встроен в экосистему МТС, и дали рекомендации по его доработке.

Восемь команд, которые представляли свои проекты на первом питчинге программы MOOVE, продолжили развивать свои идеи в стартапы. Большую роль в этом сыграло то, что студенты находят поддержку наставников, среди которых не только специалисты Школы управления СКОЛКОВО и МТС, но и профессора с международным опытом и практическими навыками. Рекомендации, которые дают профессионалы на питчинге, могут задать новый вектор для развития или серьезно помочь в доработке бизнес-предложения.

Работа над реальным проектом с нуля помогает участникам команды не просто развиться в какой-то области, но и в принципе понять, как работает процесс запуска стартапа. Именно поэтому по окончании обучения выпускники могут найти применение новым навыкам в любой области.

Программа открыла глаза на важность методологического подхода к бизнесу. Это не просто предпринимательский дух, это методологии, которые уже давно работают, - по проверке гипотез, изучению рынка, анализу, взаимодействию с командой. На MOOVE нашим продуктом была таргетированная оффлайн-реклама: человек заходит в магазин или офис продаж, его пол и возраст анализирует камера, и экраны показывают подходящую ему рекламу. Наша команда запускала пилот с МТС, мы ставили стойку в одной из точек продаж. Всё прошло достаточно успешно, охват рекламных компаний вырос на 57%. После программы я подключился к проекту курьерской доставки QUICQ, где мы работали над масштабированием продукта в разные города, потом перешел в банк в команду мобильной разработки, занимался объединением банка с маркетплейсом. А потом захотел развития, разместил резюме, и меня позвали на собеседование в Билайн в подразделение Bigdata.
Евгений Еремин
Билайн

Новая программа - новые роли

Работа в команде дает слушателям возможность попробовать себя в совершенно новой роли, "примерить" будущую позицию в бизнесе. В каждой команде есть лидер, который координирует работу других. Но не менее важны и другие специализации. СТО (Chief Technical Officer) отвечает за техническую часть проекта, внедрение и оптимизацию новых технологий. СМО (Chief Marketing Officer) выводит продукт на рынок, формулирует и презентует его преимущества и отличительные качества. Овладение любым из этих навыков - важный шаг к тому, чтобы войти в реальный бизнес и перейти с джуниор на миддл-позиции.

Обучение по программе MOOVE дает студентам возможность научиться не только взаимодействию в команде, но и выстроить взаимоотношения с преподавателями, которые уходят от привычной схемы наставничества профессор-ученик. На программе, помимо профессоров и экспертов, есть менторы (помогают привлечь ресурсы и обеспечивают отраслевую экспертизу) и трекеры (выстраивают логику разработки продукта). Современное образование все больше уходит от классических схем, и обучение в рамках MOOVE дает возможность освоить новые подходы к получению знаний и поиску работы.

В СКОЛКОВО мы с командой занимались развитием продукта Verifly - сервиса персонализированного подбора туристических мест. В начале пандемии мы сделали пивот, перезапустились, и я уволился с основной работы, чтобы полноценно заниматься нашим продуктом. Потом понял, что мне не хватает практических знаний, и решил попробовать получить их через работу в корпорации. Ментор одной из команд программы работал в МТС - я попросил его порекомендовать меня, прошел отбор и довольно быстро вышел на работу.
Андрей Выслоух
МТС

Дополнительным преимуществом для студентов является то, что после обучения они попадают в сообщество выпускников бизнес-школы. Сообщество Young Professionals SKOLKOVO оказывает реальную помощь в выстраивании карьеры, перепрофилировании, личностном и профессиональном росте.

Как поступить?

Чтобы поступить на программу MOOVE, надо начать с подачи заявки на сайте программы школы управления СКОЛКОВО. Соискатели регистрируются и заполняют анкету в личном кабинете. Затем кандидатам предлагается пройти Problem Solving Test (PST), выявляющий способность к анализу ситуации и поиску вариантов решений проблемы. Это важно для того, чтобы в будущем в рамках обучения быстро находить алгоритмы оптимальных действий. После этого индивидуально или в малых группах соискатели решают кейс, в ходе испытания им надо применить конкретные технологии в бизнесе. И финальный этап отбора - мотивационное собеседование, которое проводят представители программы.

Обучение возможно в двух формах. Первая - восьмимесячная программа, которая реализуется совместно с МТС. Второй вариант - полноценная магистратура, которую Школа управления СКОЛКОВО совместно с МФТИ. Это обучение продолжается два года, МТФИ обеспечивает техническую базу, а Школа - все возможности для развития soft-skills.

Программы и инструменты подобраны так, чтобы помочь слушателям стать конкурентоспособными в инновационной экономике, в инновационных компаниях и в инновационных продуктах. Если потом вы захотите работать в другой сфере - ваше право. У нас есть карьерный сервис: мы помогаем найти работу в компаниях, делаем шорт-трек, но и без этого у студентов обычно не возникает проблем с трудоустройством. Плюс какая-то часть говорит, что будет развивать собственный бизнес - те проекты, над которыми работали во время программы. И компании уже хорошо понимают, что борьба за таланты - это уже не какой-то миф, а действительность.
Булат Нуреев
Директор программы MOOVE Школы управления СКОЛКОВО