МОСКВА, 19 мая. /ТАСС/. Отказ России от Болонской системы образования, когда обучение строится по системе "бакалавриат - магистратура", и возврат к советской системе будет существенным шагом назад. Такое мнение выразила ТАСС в четверг проректор по учебной и методической работе Финансового университета при правительстве РФ Екатерина Каменева.
"Система российского образования традиционно критикуется, как внутри страны, так и нашими оппонентами. С одной стороны, это хорошо, много неравнодушных, а значит это будет стимулировать развитие образования, однако критика должна быть конструктивной и нести рациональные предложения. Вступление России в Болонский процесс критикуют до сих пор, но несмотря на весь скептицизм, система высшего образования, а вслед за ней и рынок труда, система квалификации адаптировались к ней и успешно функционируют. Представляется, что возврат к системе советского образования это существенный шаг назад", - заявила Каменева.
По ее мнению, Болонская система при всех ее недостатках и проблемах сегодня адаптирована в России под потребности рынка труда, обучающихся и их родителей, а также возможности и перспективы вузов. Кроме того, она продолжает свою эволюцию в России: образовательные программы становятся многоформатными и адаптивными к внешним изменениям и потребностям рынка труда, кадры готовятся более оперативно, есть возможность получить за 6 лет два образования по разным направлениям подготовки, значительное количество студентов хочет работать и уже работает, начиная со 2-3 курса бакалавриата.
"Возврат к "советскому специалитету" сегодня будет сопряжен не только с пересмотром огромного пласта нормативной и учебно-методической документации, трансформации организационных процессов, это еще и существенная "ломка" работающего механизма подготовки высококвалифицированных кадров для новой экономики", - отметила она.
По ее словам, сейчас важнее сосредоточиться не на форме, а на содержании. Задача университетов сегодня - повышать уровень качества образования, предоставлять студентам возможность формировать индивидуальные траектории развития. "Мы полагаем, развитие модели "2+2+2" будет набирать обороты, усиливая гибкость и эффективность образовательных программ", - добавила Каменева.
Она напомнила, что в Болонской системе сегодня 48 стран. "Практически все - из утвержденного списка недружественных. Но, давайте не забывать, что в странах БРИКС и СНГ, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, Ближнего Востока функционирует трехуровневая система образования, как и в Болонской системе "бакалавриат - магистратура - аспирантура". И, ломая существующий порядок на волне геополитических изменений, мы рискуем закрыться в суверенных образовании и науке, что приведет к исчезновению российских университетов и научных школ из мирового пространства, к отсутствию оперативного обмена открытиями, технологиями и образовательными новациями, что сегодня нельзя допустить", - сказала собеседница агентства.
О Болонском процессе
Ранее вице-спикер Госдумы Петр Толстой в ходе выступления в Совфеде заявил, что система образования в РФ не отвечает потребностям времени, "многие специалисты и коллеги говорят о необходимости выхода из Болонской системы и возврата к традиционной русской системе образования".
Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Cистема предусматривает двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратура. При этом российская система образования, кроме уровней бакалавриата и магистратуры, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ пять-шесть лет.
23 марта пресс-служба Минобрнауки РФ сообщала, что министерство не обсуждает отказ от участия в Болонском процессе.