МОСКВА, 24 мая. /ТАСС/. Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий остается противником Болонской системы образования, когда обучение строится по системе "бакалавриат - магистратура", поскольку именно пятилетнее образование позволяет готовить фундаментальных специалистов. Такое мнение он высказал на конференции по развитию комплексного сотрудничества между МГУ и ДонНУ.
"Когда вводилась Болонская система, я был резко против и являюсь противником Болонской системы. <…> Пятилетняя система готовила специалистов-фундаментальщиков, когда можно было курсовую сделать серьезно, на кафедре проявить себя и так далее. Бакалавриат, с одной стороны, создает дополнительные возможности - быстро окончить [вуз] и выбирать дальше путь: "От тебя, мол, зависит". Но наш менталитет немножко другой, поэтому я не сторонник", - заявил Садовничий.
Ректор отметил, что остается приверженцем специалитета, поскольку это позволяет готовить фундаментальных специалистов. По его словам, когда обсуждалось введение Болонской системы в Европе, то все ректоры европейских вузов были против нее.
"Я многие годы был членом СRЕ - Конференция ректоров университетов Европы (The Club of the Rectors of Europe - прим. ТАСС), мощная организация, это 70-е годы, мы много встречались в Европе с ректорами европейских университетов, и вот тогда началось обсуждение Болонской системы. И все ректоры европейских университетов были против. Они считали, что не надо задевать национальные системы и фундаментальное образование. А политики и финансисты говорили, что у нас много студентов из Алжира, из Африки мигрантов, мы не можем узнавать, что они знают, давайте бакалавра сделаем, упрощенную систему", - рассказал ректор МГУ. По его словам, дискуссия по теме длилась несколько лет, когда неожиданно министры иностранных дел собрались в Болонье и приняли систему.
Ранее вице-спикер Госдумы Петр Толстой в ходе выступления в Совфеде заявил, что система образования в РФ не отвечает потребностям времени, "многие специалисты и коллеги говорят о необходимости выхода из Болонской системы и возврата к традиционной русской системе образования". 23 марта пресс-служба Минобрнауки РФ сообщала, что министерство не обсуждает отказ от участия в Болонском процессе.
Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Cистема предусматривает двухуровневую систему образования - бакалавриат и магистратура. При этом российская система образования, кроме уровней бакалавриата и магистратуры, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ пять-шесть лет.